Skip to content

Фильм «Огонь». Как максимально глупо прожечь много денег.

Работая каскадёром, я часто ругался с режиссёрами и сценаристами в те моменты, когда вместо реальной ситуации они разыгрывали в картине полную чушь, не имеющую с реальностью ничего общего. Когда меня привлекали в кино консультантом, было то же самое. Почему-то «творческая интеллигенция» всё лучше знает. Один режиссёр на программе «Русский Экстрим» даже как-то требовал у меня исполнения трюка на стене тюрьмы индийского штата без согласования с администрацией! Прошли года, а режиссёры со сценаристами остались всё те же. И фильм «Огонь» с Константином Хабенским — ещё одно тому подтверждение.

1

Фильм начинается странно. Пожарные «Авиалесохраны» спасаются от пожара в одноразовых американских комбинезонах из фольги, стоимостью по пятьсот «баксов» за штуку. То, что такие комбинезоны у нас не используются, сценариста не волновало, режиссёра не колыхало, а реквизитора с костюмером — просто не прожгло. Разумеется, один из пожарных гибнет. Но как! Оживший вдруг огонь начинает гонять бедолагу по всему кадру вдоль и поперёк словно огнедыщащий дракон. Картина абсолютно нереальная, но эффектная.

После такой истории руководитель группы должен объясняться в прокуратуре, ибо допустил гибель человека. Такие нереальные истории сулят обычно реальные сроки и прочие очень жёсткие санкции. А что же делает руководитель группы? Летит на другой пожар! Конечно, «Авиалесохрана» – это такой пожарный спецназ, парни из которого прыгают с парашютами на лесные пожары и их тушат. Из-за высокой степени риска спрос за человеческую жизнь там высоченный.

2

Но отечественные киноремесленники уже вошли в раж и на экране привольным полугалопом разыгрывается подлинный театр абсурда. В группе топят в реке дорогой и неимоверно важный в экстремальных условиях спутниковый телефон. После бойцы группы позволяют сгореть лагерю, а в нём дотла сгорают дорогущие костюмы для прыжков, парашюты, бензопилы и шанцевый инструмент. И тут киногерои решают, что убытков как-то маловато и с барского плеча раздают населению те самые одноразовые комбинезоны из фольги. Даром, что американские, так они и стоят по пятьсот «баксов», да ещё с населения никаких расписок не берут — носите наздоровье!

Раздав одноразовые комбинезоны, которые, напомню, в России не используются, лесные пожарные начинают… эвакуацию деревни! Вот же, рядом настоящий пожар, горит лес и его по логике вещей надо тушить, спасая ту самую деревню. Но режиссёр написал «эвакуируют деревню» и тут без вариантов. А чтоб неповадно было, детей эвакуируют в открытом «УАЗе», привязанном простой с виду верёвкой к вертолёту «Ми-8». По сценарию он сломан и может только зависать в воздухе. Поэтому автомобиль к нему и привязывают. И не просто привязывают, в воздухе ещё и фары включают — нужный сюжетный элемент! Зависнуть над землёй и загрузить людей с детьми прямо на борт вертолёта почему-то не догадываются ни лётчики, ни киношные пожарные.

3

Авторы нюхнули чего-то бодрящего и продолжили жестить. Заказчику нужна трагедия и слёзный кадр, а не мелочи вроде достоверности событий. Сломанный вертолёт почему-то не может удержать в воздухе собственный вес, а также троих взрослых и несколько детей. Потому один из киногероев красиво жертвует собой. Он сначала сливает горючее рядом с пожаром, после чего прыгает в слитое горючее и его очень эффектно, слёзно и, да, трагично, поглощает пламя. Замечу, что «Ми-8» имеет грузоподъёмность до пяти тонн! Да в него вообще можно было всю деревню загрузить с домашним скотом, небольшим скарбом и гармонистом дедом Митяем! И под его аккомпанемент наслаждаться с борта горящей деревней. Здравый смысл? Нет, не слышали.

В фильме тяжело увидеть то, как парашютисты-пожарные тушат пожар. Хотя фильм вобщем-то задумывался как раз об этом. Один пожарный вообще принимает роды у женщины в автобусе, который невообразимым образом завис на мосту. Мост горит, женщина рожает, кино продолжается. Смотришь, и понимаешь, что в абсурдный винегрет осталось только добавить Обаму с факелом, который бы бегал по ночам вдоль кадра и поджигал лес, якутского шамана и белорусский морской рыболовный флот. Зачем? Не знаю, но добавить стоило бы. Кстати, после всех перипетий с потерянным оборудованием и плясок с вертолётом руководителя группы не отправляют под суд, ибо он герой, и всё такое.

4

Если вдаваться в детали, то в деревне Ольхово, упомянутой в фильме, живёт цела рота здоровых мужиков, которые и пожар тушить умеют, и отжиг сделают, если надо, да и трактор там есть, которым можно и нужно было сделать опашку, пропахать полосу, дальше которой огонь не пройдёт, а потом сделать отжиг — пустить встречный пожар, который сожрёт тот, что идёт на деревню. Кроме того, в этой же деревне оказываются геройские герои — лучшие пожарные. Так почему бы не мобилизоваться и не отстоять деревню-то? И кино получилось бы ничуть не хуже! Но нет, сценарий писали сказочники-шабашники, неистребимые дятлы клавиатуры, а потому «хотели как лучше, а получилось отечественное кино». Проливкой домов водой в кино занимался только один человек — местный житель, которого киногерои уговаривают бросить шланг с водой и пешком спасаться через горящий лес, где падают горящие деревья и риск погибнуть высок как самомнения режиссёра и сценаристов фильма.

Двух персонажей фильма спасение настигает вовсе специфическим способом — на них сбрасывает воду самолёт «Бе-200». Вода — штука тяжёлая. Особенно, когда сбрасывается с летящего самолёта. А чтоб понять сколько воды в тоннах должно свалиться на две киноголовы, достаточно погуглить, сколько таковой берёт на борт самолёт. То есть в реальности героев бы убило совершенно насмерть. И если это бы не сделала вода, то их пришибло бы падающими деревьями или тяжёлыми ветками от них же. В завалах после сброса воды теоретически можно выжить, но после сброса воды с «Бе-200» деревья складываются в баррикады, высота которых доходит до высоты многоэтажного дома. И пройти сквозь них, чтоб обнаружить внутри людей — тот ещё ребус.

5

В советское время кинематографисты направлялись в творческие командировки, ознакамливались со спецификой, накапливали материал и только потом шли снимать кино. С фильмом «Огонь» такого не было. Мне думается, что создатели кинца неплохо качнули бюджетных денег на создание образа отечественного киногероя. Да, надо рассказывать зрителю про героев в своём Отечестве. Но нет противника страшнее, чем союзник-идиот. И создатели фильма, продюссеры, режиссёр и сценаристы — вот такой вот «союзник» со всеми вытекающими из этого последствиями.

Искренне Ваш, Илья Рыжанушкин.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники