Skip to content

Не похожий ни на кого. «УАЗ – Хантер».

Первый снег, стесняясь, падал. Он тактично путался в траве и покрывал землю едва держащимся тончайшим саваном. Сизая ионно-космическая пелена застилала настоящее небо и повсеместно, куда доставал взгляд, врезалась в верхушки подмосковных сосен. Её безыдейная пустота нагоняла столько скуки, что даже вороны не перелетали под таким небом с ветки на ветку. Холодный ветер, надоедливый как Навальный и коронавирус вместе взятые, обречённо дул на радиатор, за которым его переламывали лопасти вентилятора и упирался в рокочущий мотор нахально-рыжего и мандариново-обнадёживающего «УАЗа».

IMG_20201201_145806

Взять на тест «Хантер» меня побуждали нездоровый интерес и ностальгия. Я вырос в военном гарнизоне, а потому первые «УАЗы» и уже бывалые «ГАЗ-69» помнил хорошо. Я на них ездить учился. Но сейчас меня больше занимал другой вопрос. Может ли даже сейчас хорошо модернизированный, но принципиально не изменившийся «УАЗ-469» привлекать покупателя? Сорока девяти лет не много ли для жизни на конвейере? Эта мысль бурчала в голове мотором «ЗМЗ-409», кипела палёным антифризом, выла как полуживая трансмиссия и когда она таки задолбала меня окончательно, я написал в представительство. Автомобиль мне предложили буквально на следующий день.

IMG_20201201_150305

Ну, здравствуй, «привет из детства»! Снаружи он почти не изменился, разве что вместо кнопок открытия капота возле фар появились заглушки. Само запорное устройство капота теперь иное, открываемое из багажника. Ну и к железной крыше я уже успел привыкнуть. Сдвижные форточки на окнах хоть и не в новинку, на первых моделях вовсе отсутствовали, так что можно считать их тоже каким-то нововведением. Силовые бамперы, «кенгурятник», лебёдку и экспедиционный багажник сложно назвать чем-то экстрановым. Это дополнительное оборудование для модификации «Экспедиция» и на стоковом автомобиле их мы не увидим.

IMG_20201201_152118

Под капотом новинок побольше. Самая заметная — это двигатель «ЗМЗ-Про». Не совсем понятно, дальнейшее ли это развитие 409-го двигателя, или просто это 409-й с новым именем, но прыти он прибавил, да и уверенности стало побольше. Сейчас только в очень далёких сёлах найдёшь специалиста, способного нормально настроить карбюратор, зато прошить мозги инжекторного мотора в случае необходимости можно где угодно. Да и экологический класс у инжекторного двигателя выше, что положительно скажется на налогах.

Один момент в плане практичности вызвал сомнение. Двигатель встал не сказать, что во всех смыслах свободно. Например, на мой взгляд могут возникнуть сложности в доступе к свече четвёртого цилиндра. Придётся или свечной ключ с карданчиком применять, или снимать планку перед лобовым стеклом, в которой раньше устанавливался механизм подъёмного лючка воздухозаборника. Сейчас, понятное дело, ни механизма, ни самого подъёмного лючка нет, но планка осталась, да ещё и съёмная.

IMG_20201201_151629

Внутри изменения лишь косметические. Поменялись кресла, руль, переключатель света, появились инерционные ремни безопасности. Ручка для переднего пассажира теперь не металлическая, а из травмобезопасного композита. А вот «грядка» приборов и печка остались старыми. При этом печка взвывает так, что перекрывает шум двигателя! Но греет она не так заправски как воет. За 49 лет на конвейере можно было бы этот узел модернизировать, но конструкторская мысль до него не дошла. Дверные ручки изменились, дворники перенесли, а печка – «привет» из 1972 года. И это притом, что гаражные умельцы давно приспособились устанавливать «восьмёрочные» и даже «соболиные» печки вместо этого устаревшего агрегата.

IMG_20201203_104405

Утро преподнесло ещё один сюрприз. Лобовое стекло обмёрзло как снаружи, так и изнутри. Прогретый мотор и упомянутая раньше печка справлялись с трудом, дуя тёплым воздухом на стекло через узенькие воздуховоды, конструкция которых не менялась с тех же семидесятых. Думаю, простой автомобилист с радостью поменял бы все силовые бампера и пластиковые накладки на простые токообогреваемые стёкла. Я же прибег к читерскому способу обогрева окон — промышленному фену и скребку. Не могу порекомендовать его всем читателям, но в холода с «Хантером» он выручает.

IMG_20201201_151456

Обдув стёкол — традиционно слабое место «УАЗа», и оно было таковым задолго до того, как он стал называться «Хантером». Помня об этом, я уже за автомобилем ехал с тряпкой для протирки стёкол в сумке. Считая это некоей традицией, я искренне недоумевал, почему сиденья с электрообогревом можно поставить в комплектацию, а стёкла с электрообогревом — нет? Помнят про эту традицию и на автозаводе, ибо полка на дверце возле передней левой форточки очень хорошо подходит как раз для «стекольной» тряпки.

IMG_20201201_151333

А вот коробка передач Dymos и новая раздаточная коробка — стороны сильные. Включения чёткие, про хрусты шестерён можно забыть сразу, динамика прекрасная и субъективно она выигрывает у ранней коробки «всухую». При этом как на шоссе, так и на бездорожье с запасом хватало момента, что говорит о хорошо подобранных передаточных числах. Пара «мотор-КПП» позволяет себя уверенно чувствовать как на просёлке, так и на шоссе. Интереса ради я даже выехал на платную трассу ЦКАДа, где преспокойно разогнался до 130 км/ч и так ехал от Софрино до Зеленограда. Коробка идеально переключалась как вверх, так и вниз с точностью и исполнительностью винтовочного затвора коллекционной винтовки Мосина.

IMG_20201201_150957

Быстрее 140 км/ч разгоняться на «Хантере» некомфортно. Приходится чудовищно много подруливать. На 150 км/ч даже активными подруливаниями тяжело удержать «УАЗ» в пределах одной полосы движения. На 160 км/ч коллеги, ехавшие со мной, потребовали прекратить эксперимент. На бездорожье и просёлке, если не стесняться галопирования и вздрагивания всего автомобиля при отработке подвеской неровностей, можно смело шпарить под сотню километров в час. При этом оба ведущих моста не пытаются обогнать друг друга при вразумительной работе рулём. Понижающую передачу в подмёрзшей танковой колее включать вовсе не пришлось ни разу. Настоящая сила «УАЗа» начинается там, где кончается благоустроенная дорога.

IMG_20201201_151430

Видя возможности «Хантера» на бездорожье, даже очень интеллигентные люди стали его называть «Русским «Геликом». Как по мне, так сравнение не самое корректное. Хотя бы потому, что на горной дороге «Гелендваген» запросто накатывает свыше 10000 километров. В Австрии его соплатформенник выдал все 12000, притом что современные кроссоверы хорошо, если десятую часть такого пробега осилят. И при всех внедорожных чудесах, которые вытворяет «УАЗ», я не уверен, что такую планку он возьмёт. Ценность «Хантера» в его утилитарности, кондовости и, сказал бы, цене, но нет. Ценник около 600 000 рублей даже с американскими шинами и корейской КПП мне кажется завышенным. По идеологии тут ближе будет американский Icon, чем продукция Mercedes, или Steyr-Daimler-Puch.

IMG_20201201_152213

При этом некоторые конструктивные решения «Хантера», а раннее – «УАЗа — 459» даже сейчас копируют заграничные производители. Например, топливные баки в пределах колёсной базы, также как на «УАЗе», устанавливают на английских мелкосерийных автомобилях Ibex. Стало быть, старина «Хантер» ещё может похвастаться оригинальными решениями. Да и нет сейчас нишевых аналогов ему родимому. Ведь старина «Хантер» – это некий командный и неприхотливый транспорт, экспедиционный мул, и, если надо, даже багги для трофи — всё в одном. Любая его деталь может быть быстро доработана под необходимые условия подручным инструментом — даже с «Гелендвагеном» так не получится! И всё это по цене китайского багги в «Декстере».

Само восприятие «Хантера» как единственного автомобиля на все случаи жизни ошибочно. Применение его в городе невозможно. Обзор плохой, стёкла запотевают без шансов на обдув и печка орёт как иерихонская труба. Но стоит отъехать в деревни соседней Владимирской области, как станет ясно, что на селе альтернативы «Хантеру» нет, на лесных дорогах даже хвалёные английские внедорожники в стоке бессильны, а по стоимости даже в базовой комплектации намного превышают «Хантер» в топе. И при этом мыть салон «УАЗа» можно водой из шланга. Только блок управления двигателем надо постараться не залить.

IMG_20201201_151533

«Хантер» – в лучшем случае второй автомобиль преуспевающего горожанина. Это «дачный спасатель», вытаскивающий застрявших в сугробах соседей, охотник, что очевидно из его названия, и универсальный транспорт «всё в одном», применяемый везде, от поездки в горы покататься на лыжах, до вспашки приусадебного участка. И тут уже вопрос комфорта отходит на второй план. А до ближайшего аналога — значительная социальная дистанция миллиона в полтора, а то и больше.

IMG_20201201_151836

Так что же в итоге? Я абсолютно уверен, что УАЗу остро необходимо перестать. Даже не перестать, а категорически прекратить сравнивать и отождествлять свою продукцию с иностранными брендами. Ну как можно всерьёз называть «Хантер» ни чем иным, как русским «Гелендвагеном»? Любой, кто увидит замазку, прилепленную под желоб на новом автомобиле, подобное сравнение даже как насмешку не воспримет. Поэтому такие сравнения деструктивны. Они портят, максимально искажают восприятие автомобиля. Маркетологам и продакт-менеджеру модели стоит поднапрячься и доказать, что они не зря занимают места в кабинетиках в комплексе «Москва-Сити» и получают на пластиковые карточки благородных цветов шестизначные оклады. Нужно срочно найти новое позиционирование, которое было бы максимально честным и объективным.

Также и новости о том, что УАЗ делает конкурента Prado в лучшем случае вызовут усмешку. А откажись «УАЗ» от этой затеи — имиджевых потерь будет ещё больше. При всём желании УАЗу в ближайшее время не догнать по качеству сборки ни Mercedes, ни Toyota, так же как английской королеве не пробить до нокаута Николая Валуева. Но самое интересное, что это и не требуется. Не нужно маскировать утилитарность и кондовость «Хантера». Наоборот, это определённо надо подчёркивать, а менеджерам автозавода остро необходимо вылезти из уютных кабинетиков и идти изучать свою целевую аудиторию.

IMG_20201201_150942

«Хантер» очень редко покупается как единственный автомобиль в семье. Чаще он второй, третий и даже четвёртый. Приобретается он опять же чаще как эдакий фанни-кар для охоты и выездов в лес, небольших путешествий и активного отдыха. При этом, будем честными, основные покупатели «Хантеров» – это армия и полиция, где решение о закупках принимаются на основании специфических факторов. Так почему бы не работать над снижением цены для гражданского розничного потребителя? Рядом цела ниша утилитарных «пляжников» и фанни-каров, не занятая никем и ничем. Что мешает её занять? Оставьте пластиковый верх на болтах, ставьте сиденья с водоотталкивающей обивкой, красьте автомобили в яркие цвета. Если удержать максимальную стоимость в диапазоне 300-450 тысяч рублей, можно даже у квадроциклов рынок откусывать! Ребята в УАЗе, не надо ориентироваться на кого-то, будьте сами ориентиром — для этого есть все возможности.

Искренне Ваш, Илья Рыжанушкин.

Фото автора.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники