Фраза, вынесенная в заголовок — не для красного словца. Первый раз подозрения в неадекватном поведении автомобиля на ровной дороге появились в 2009 году, когда кабриолет Jaguar XK на скорости 170 км/ч при прямолинейном движении ушёл с тестовой трассы. Тогда при анализе ситуации удалось установить, что автомобиль внезапно перестал управляться.
Об этом было сообщено после теста сотрудникам представительства, но тогда они просто отмолчались. Во время испытательного ресурсного пробега на кабриолетах XK из Москвы в Нижний Новгород, на двух кабриолетах при поднятых крышах также появлялись признаки потери управления на высоких скоростях. Тогда уровень пилотов позволил избежать трагических последствий.
После длительного теста купе XKR все испытатели как один заключили, что у него склонностей к потери управления нет. В представительстве это никак не прокомментировали, лишь порекомендовали медленнее ездить. Что за чушь? Это на спортивном автомобиле, мощностью в полтысячи лошадиных сил?
И тогда наши эксперты начали изучать автомобиль самостоятельно во всех подробностях. Едва про изучение нами проблемы прознало PR-агентство российского представительства Jaguar Land Rover, нам тут же оперативно закрыли доступ к пресс-парку.
Но нам удалось раздобыть кабриолет Jaguar XK в обход официальных каналов. С этой задачей мы достаточно скоро справились. Кроме того, я снимал Jaguar в нескольких телесюжетах, и у меня скопилось достаточно данных телеметрии именно модели XKR. Автомобиль мне хорошо знаком. Модель XK в Jaguar создавали в те времена, когда марка была в центре финансового кризиса и это не могло не сказаться на модели.
Антенна на автомобиле из восьмидесятых годов двадцатого века, а двигатель был взят от старого XK, который пошёл в серию в 1996 году. XK делали в спешке и однообразный интерьер, лишённый интересных деталей — сильное тому подтверждение. После нескольких заездов с разными скоростями и на разных трассах, мы нашли ответ на… мойке! Причиной такого поведения автомобиля стал маленький, наспех прилепленный аляповатый задний спойлер! Кому-то захотелось видеть на автомобиле третий стоп-сигнал. И для него и придумали столь аляповатую конструкцию на крышке багажника. А так как ни денег, ни времени на доводку модели не было, её сырую пустили в серию.
Серия быстрых заездов с попытками незначительных маневров показала, что наши подозрения имеют под собой основания. На скорости 170 км/ч нос автомобиля существенно разгружается, лишая передние колёса сцепления с дорогой. Вот откуда потеря управления. Наверняка в Jaguar это знали. Но со словами: «Какая жалость», отправили автомобили в шоу-румы. Я просмотрел все свои отчёты о ранних тестах модели XK и в каждом отмечались подобные нюансы поведения автомобиля. Даже не знаю, что страшнее, то, что Jaguar пустил в продажу недоработанную модель, или то, что её, потенциально опасную для человеческих жизней, продают до сих пор.
Так как пиарщики Jaguar в традиционной манере настоящих английских аристократов просто перестали отвечать на наши письма, мы обратились к английским коллегам. И нашли в архиве телешоу Top Gear много интересного по этому поводу. Во втором выпуске восьмого сезона мистер Кларксон как раз тестирует этот автомобиль. Он там описывает антенну автомобиля, как позаимствованную с «Форда Кортино», сообщает, что мотор достаточно древний, но самое интересное для нас начинается примерно с тридцать седьмой минуты.
Кларксон замечает: «На высоких скоростях передок машины приподнимается, а рулевое управление становится слишком лёгким.» И далее даже объясняет почему: «Но тут со своими правилами приходит Евросоюз и заявляет, что центральный стоп-сигнал должен находиться на определённой высоте по отношению к заднему окну. А, поскольку окно маленькое, фонарь нужно поднять на огромный спойлер, который прижимает зад к земле на скорости, при этом передок приподнимается.» Вот почему Jaguar XK теряет управление на высокой и достаточно опасной скорости. Двум группам экспертов в разных государствах врядли могло показаться. Пиарщики Jaguar и обслуживающее их агентство «Сокур», вы это знали, наверняка знали, но всеми правдами и неправдами пытались тему замять, чтобы покупатель не знал, что ему втюхивают аварийно опасный автомобиль. Вам не стыдно? Надеюсь, вам хорошо платят за вашу работу, я бы так обманывать не смог.
Искренне Ваш, Илья Рыжанушкин.
ФОТО из архива автора.