Skip to content

Урбанист. Запоздалый тест Lada 4×4 Urban.

«Нива», она же Lada 4×4, обрушила рынок квадроциклов и мотовездеходов в России, ибо стоит всего пол-миллиона. Даже китайский квадроцикл стоит дороже! Даже русский квадрик RM с китайским мотором тоже дороже на сто тысяч. А уж багги и того больше! Каково? И феномен народной любви к «Ниве» до сих пор не изучен. Она продаётся вопреки всему.

IMG_20200105_182932

«Ниву» с космополитичным прозвищем Urban мы семь лет пытались протестировать, да всё не срасталось. И вот, в 2020 году этот случай наконец-то выдался. Честно говоря, одни пластиковые бампера не сильно добавляли ценности автомобилю в наших глазах. Но покупатели их разбирают охотно, особенно там, где кончается МКАД. И поставить себя на их место нам очень хотелось. Надо же разобраться в феномене «Нивы»!

IMG_20200105_183639

Обходим автомобиль снаружи. И кроме тех самых пластиковых бамперов ничего нового не видим. Однако замена бампера потребовала решить проблему буксировочных бугелей по-новому. И на «Урбане» бугели выполнены вкручивающимися в гнёзда, как у большинства кроссоверов. Потеря бугеля делает автомобиль практически небуксируемым. И это для «Нивы» нетипично. С моей точки зрения для родоначальника класса кроссоверов это даже противоестественно.

IMG_20200105_183441

Пробуем открыть багажник, и сразу это не получается. Успели подзабыть, что в «двести тринадцатой» и «двести четырнадцатой» модели отпирание багажника происходит с места … заднего пассажира! Как тебе такое, Илон Маск? Решение оказалось очень практичным именно для города, где твой багаж подчас нужен не только тебе. Но почему ручка отпирания дверцы багажника расположилась именно на боковой стойке, а не на передней панели например? По одной из версий, в момент конструирования нового кузова просто не нашлось тросика длиннее, чем трос привода замка открывания капота, а тот дотянулся только до средней стойки, да и то, еле-еле. Так или иначе, идея оказалась весьма неплоха. Жаль только замок на лючок бензобака никак не установят, а он там будет совсем не лишним.

IMG_20200105_183506

Открывание дверцы багажника для нивовода проблем не доставляет, а вот наблюдать за тем, как справляется с дверью человек, не знакомый с особенностями конструкции, потешно. Сначала дверь упирается, требуя усилий дли открытия, а потом отвешивает зазевавшемуся автомобилисту знатный железный аперкот, увернуться от которого не так-то просто. Процесс закрытия двери также требует осторожности. Если не придержать, то хлопнет она по своему проёму со всей славянской щедростью. А если придержать через чур крепко, то дверца закроется, да замок не захлопнется. Поэтому закрыть дверь «Нивы» с первого раза может лишь тот, кто понимает «Ниву». Даже если эта «Нива» – Urban.

Внутри изменения минимальны. Передние кресла достались в наследство ещё от «восьмёрки», ВАЗ 2108. С ними в наследство достались не самая удобная посадка, боль в спине после трёх-четырёх часов езды и низкий демпфирующий эффект на бездорожье, грейдере и при переезде дорожных стыков, трамвайных и железно-дорожных путей. Зато обзорность такая, что в парктрониках необходимости нет — сидишь как в большом полноприводном кресле и через несколько десятков километров чувствуешь автомобиль вполне сносно. Не думал, что буду писать это про отечественный автомобиль.

IMG_20200105_183043

На передней панели нашлось место для небольшой полочки для мелочей. Однако на практике любая мелочь оттуда при резком старте вылетает как с трамплина. Вопрос решается «липким ковриком», способным удержать пачку сигарет, авторучку, пульт от гаражных ворот, и даже мобильный телефон. Вторая удобная полка расположилась прямо под «бардачком». На ней спокойно может разместиться сумка-планшет с документами. Мы в качестве мерного предмета использовали сержантскую сумку советской армии, внутрь которой помещается планшетный компьютер типа iPad Mini.

IMG_20200105_183359

А вот дешёвый китайский руль не порадовал. Неудобный, пластиковый с двумя не самыми эргономичными кнопками сигнала, он не очень сочетается с «Нивой», хотя до этого момента я был уверен, что с ней сочетается всё! Всё же «Нива» – это уже легенда и она заслужила или фирменного руля, или хотя бы «баранки» как у «Весты».

IMG_20200105_183421

Сложно отнестись к «Ниве» как-то однозначно. Она — один из трёх серийно выпускающихся янгтаймеров. Автомобилей, переживших своих конвейерных собратьев. И ведь за рулём современных частных «Урбанов» часто можно заметить вполне состоявшихся людей, да и автомобили достроены с помощью тюнинга на суммы, сравнимые с отпускной ценой. Для таких неформалов, хипстеров, дауншифтеров в западный странах заново изобретают «Мини-Куперы», «ФИАТ-500», «Рэнглеры» наконец, а у нас ничего делать не нужно – «Нива», похоже, ещё даже не состарилась.

Но, даже в варианте Urban, «Нива» совершенно неприемлет слабаков. Двери надо закрывать, точно дозируя усилие. Замок правой двери защёлкивать придётся рукой — в штатной комплектации нет центрального замка. Даже у версии Urban это – опция. Автоматической коробки передач не предвидится, электрической регулировки сидений — тоже. В салоне подсвечиваются не все клавиши, а лишь избранные. Расположение и функционал остальных придётся запомнить наизусть. Зато клавиши брутальные, можно даже в перчатках нажимать.

IMG_20200105_183525

Усилитель рулевого управления есть, но даже с ним процесс пилотажа требует усилий. И «городская» версия, как позиционируется Urban, в этом не отличается от «Нивы» штатной. А вот замок зажигания с левой стороны оказался вполне рационален зимой. Запускаешь мотор, не забираясь в холодный салон, включаешь печку и уходишь обметать с кузова снег. К тому моменту, как стёкла и двери обметутся от снега, в салоне будет уже тепло и двигатель прогреется градусов до 50-60.

IMG_20200105_183248

Но наибольшее удивление и наибольший парадокс у меня вызвал тот факт, что на «Урбанах» не так часто ездят по дорогам и чаще забираются на бездорожье. Так в чём тогда прикол пластиковых бамперов и незначительных «гламурных» дизайнерских элементов? Для чего всё это, вместе с ограничением скорости на полноразмерном запасном колесе, ведь это не «докатка»? И ответ я нашёл только один: «А чтобы было». И, как ни странно, он всё объясняет. Среднестатистический покупатель у «Нивы» не изменился, но предложение хоть немного, да расширилось.

IMG_20200105_183155

Конечно, ей бы мотор помощнее, да коробку передач с раздаточной коробкой потише, чтобы гул той и другой не прорывались в салон. Но в арсенале «АвтоВАЗа» пока нет другой коробки передач, кроме той, ещё классической, что ставится сейчас. И покупатель, желая обладать настоящим, «трушным» внедорожником и недорогим автомобилем, прощает «Ниве» и гулы, и вибрации.

IMG_20200105_183704

Lada 4×4, она же «Нива» – это парадокс на колёсах. Это автомобиль, который продаётся вопреки всему. И самое парадоксальное, что он не должен восприниматься как автомобиль! В первых строках теста я упоминал, что «Нива» откусила серьёзный кусок у рынка квадроциклов и мотобагги. Вот так и надо её воспринимать — как средство получения удовольствия, как транспорт грибника и рыболова. Не даром же в багажник «Нивы» входят 4-5 ящиков рыболова для зимней рыбалки. На «Ниве» не надо ездить — надо кататься и кайфовать.

Искренне Ваш, Илья Рыжанушкин.

Фото автора.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники