Кто такой мальчик без ножика? Просто мальчик. Кто такой мальчик с перочинным ножом? Король двора, объект зависти всех «просто мальчиков», самый счастливый и самый богатый человек на земле. Пусть это даже незатейливый нож за 2 рубля 17 копеек — радость от обладания им бесценна. Ведь с ним можно делать что угодно — играть в «Землю», вырезать свое имя на скамейке, копать червей на рыбалку… тысячи дел!
Говоря «швейцарский нож», мы всегда имеем в виду Victorinox. Именно эта швейцарская компания уже более ста лет выпускает ножи и мультиинструменты, чей фирменный красный цвет и эмблему в виде щита с равносторонним крестом с первого взгляда опознает любой человек даже в самом отдаленном уголке мира.
История бренда Victorinox началась еще в 1890 году, когда Карл Эльзенер основал Ассоциацию швейцарских ножеделов, а уже в 1891 году созданный Эльзенером нож поступил на вооружение швейцарской армии. Классический армейский нож включал всего четыре предмета: клинок, шило, отвертку для разбора винтовки и консервную открывалку (современные модели могут иметь в комплекте более 20 инструментов).
Во время Второй мировой войны благодаря солдатам войск антигитлеровской коалиции, оценившим удобство и надежность швейцарского армейского ножа, продукция Victorinox стала известна по всему миру. С тех пор знаменитые ножи цвета флага Швейцарии вместе со своими владельцами спускались в океанские глубины, поднимались на Эверест и даже летали в космос! Покорили они и нематериальные вершины: классическая модель Victorinox экспонируется в Нью-Йоркском музее современного искусства и Мюнхенском музее прикладного искусства как эталон промышленного дизайна.
В наше время существует множество фирм — производителей ножей, но лишь немногие из них добились мирового признания благодаря неизменно высокому качеству продукции, постоянно обновляемому ассортименту и вниманию к потребностям покупателей. Большая часть ножевых гигантов базируется в США — стране охотников и свободно конвертируемого оружия.
Американская компания Benchmade сделала себе имя на… филиппинских ножах, точнее, на новом прочтении ножа-бабочки — балисонга. В версии Benchmade это уже была не дешевая хлипкая игрушка, а собранный вручную нож премиум-класса из высококачественной инструментальной стали, который принес компании известность и средства на открытие собственного завода.
В 1998 году два мастера-ножевика — Билл МакГенри и Джейсон Уильямс — создали для Benchmade модель 710, где впервые был применен изобретенный и запатентованный Benchmade тип замка для складных ножей — axis lock, преимущество которого состояло в том, что он удобен в использовании и для правшей, и для левшей. После многолетних испытаний в тяжелых полевых и лесных условиях этот замок заполучил репутацию сверхнадежного, устойчивого к сильным загрязнениям и высоким нагрузкам механизма. Выпущенный в 1999 году в серийное производство, Benchmade 710 сразу же завоевал титул ножа года и с тех пор стабильно лидирует в списках лучших ножей мира.
В отличие от компании Benchmade, предпочитающей классические формы, американская фирма Spyderco — еще один лидер ножевой промышленности — заставила весь мир по-новому взглянуть на дизайн ножей. Увидев в первый раз характерную геометрию клинка с клеймом-пауком и круглым отверстием, можно либо очароваться необыкновенной красотой — либо возненавидеть невероятное уродство. Одно точно — ножи Spyderco никого не оставляют равнодушными и узнаются всегда и везде с первого взгляда.
«Паукоделы» привнесли множество инноваций в конструирование и изготовление ножей: придумали круглое отверстие в клинке для удобства открывания даже руками в перчатках (и тут же запатентовали, потому что только ленивый не захотел повторить такую удачную находку), оборудовали нож клипсой для комфортного ношения без боязни потерять, а также впервые применили в производстве ножей порошковую сталь, дающую высокую прочность и износостойкость.
Military — один из флагманов Spyderco — была как раз первой серийной «порошковой» моделью. Разработанная в 1996 году на заказ для нужд армии, Spyderco Military имела выдающиеся характеристики по удержанию заточки, стойкость к большим нагрузкам и высокую коррозионную стойкость. Благодаря своим достоинствам эта модель до сих пор остается наиболее популярной у покупателей и используется фирмой для испытания новых технологий производства.
Сейчас, возможно, никто уже не играет в ножички и не портит городское хозяйство фигурной резьбой, но по-прежнему нож — один из самых необходимых мужских атрибутов. Что выбрать — классику или суперсовременные тенденции, дизайн или многофункциональность, зависит только от вашего желания. Как говорится, мужчины не взрослеют, меняется лишь стоимость их игрушек.
Валерий Бердыш.