Skip to content

Что в имени тебе моём? Тестируем Lada Niva Travel.

Что и говорить, Лада Нива Тревел – автомобиль очень непростой судьбы. Когда-то планировалось, что называться он будет «Нива-2», но в дело вмешался альянс с GM. Будущая «Нива-2» стала производиться совместным производством и стала называться по-буржуйски: «Chevrolet Niva», отобрав имя у первой «Нивы», которая с ним изначально «родилась». Надо заметить, что именно этот альянс сделал много для светлого будущего модели. Контроль качества GM и кропотливая работа по увеличению пассивной безопасности привели к тому, что Chevrolet Niva чуть ли не первой среди отечественных автомобилей прошла краш-тест по правилам EuroNCAP с четырьмя звёздами из пяти возможных!

IMG_20210507_132701

Ещё до теста я слышал много лестного и хорошего про дорестайлинговую модель. Она действительно сильно выделялась не фоне отечественных автомобилей даже начала XXI века. Приятно было думать, что где-то инженеры действительно были озабочены прогрессом модели и удобством владельца. Сладкая жуть подкатывала к сердцу, когда в прессу просачивались скетчи нового поколения новонаречённой американо-российской «Нивы». Но тут история вошла в очередной вираж, в котором «АвтоВАЗ» взял и сделал качественный рывок куда-то вперёд, в результате чего его продукция вдруг стала конкурентноспособна на рынке. А совместное предприятие «GM-АвтоВАЗ» свернула деятельность, продав производство тольяттинскому автозаводу. Так домой вернулись права на название «Нива». И на «АвтоВАЗе», недолго думая, решили смешать ставропольское с детройтским и выдали новые названия моделей. «Трушная», самая первая и самая настоящая «Нива» теперь называется Niva Legend, а эта, вторая «Нива» стала именоваться Niva Travel. Но нейминговым коктейлем на «АвтоВАЗе» не ограничились и провели фейслифт возвращённой модели, отчего та стала напоминать миниатюрную копию Toyota RAV4.

IMG_3065

В имени Niva Travel как будто звучит приглашение отправиться в путешествие. Далеко ли можно уехать с классическим 8-клапанным мотором, история которого уходит корнями аж под Коллизей? Назвался груздём – полезай в кузов. Намечаем маршрут и готовимся прокатиться до Смоленщины и обратно. Сначала казалось, что туда запросто можно добраться и на моноприводном автомобиле с менее солидным дорожным просветом. Но потом вспомнили дороги десятилетней давности в Сафоново и решили, что Niva Travel – очень подходящий для путешествия вариант.

В начале пятого утра сначала просыпаются злоба, ненависть, желание убивать, и только потом – ты сам. В день поездки было примерно также. Закидывая сумки в багажник, объём которого недалеко ушёл от трёхдверной классической «Нивы», ещё раз осматриваем Niva Travel снаружи, и приходим к выводу, что внешность, которую мы поначалу трактовали как копирование Toyota RAV4, на самом деле – лишь следование общим тенденциям и не более. Первый скетч обновлённого образа Chevy Niva был представлен задолго до появления фейслифта RAV4. Конечно, Niva Travel получила фирменные «ладовские» элементы, да и логотип Lada на задней дверце смотрится нарядно, но сама идея освежить облик модели была заложена ещё в СП «GM-АвтоВАЗ».

IMG_3134

Конечно, новый кузов в буквальном смысле лепили из того, что раздобыли. И, наверняка, какие-то элементы дизайна не были воплощены в кузове из-за нехватки бюджета. Это ощущается даже тактильно, когда тянешь на себя ручку открывания дверцы. Но есть элементы, которые не претерпели изменений, и это только радует. Например, буксирные петли. На бездорожье отсутствие необходимости вкручивать буксирный бугель избавляет как от лишних хлопот, так и от перспективы его потерять.

При погрузке багажа обнаруживаем ещё одно интересное приспособление. Самой полкой багажника никого сейчас не удивишь. Но применение распашной, а не подъёмной двери не позволило сделать подъёмной и полку, закрепив её край на шнурках на раме подъёмной двери. И тогда инженеры придумали оригинальное решение – крючок, прикрученный к потолку! На полке имеется петля, которую просто накидываешь на крючок и полка зависает в поднятом состоянии для удобства погрузки и выгрузки багажа. Готов спорить – японцы бы до сих пор конструировали какой-нибудь мудрёный миролифт полки.

IMG_20210511_112029

Открываем капот и проверяем уровень масла в двигателе. Мотор тут ещё классический, восьмиклапанный, хоть и инжекторный. Тяжело ему, наверное, с таким кузовом, да ещё и полным приводом. И это притом, что доморощенные механики давно приспособили ставить форсированные 16-клапанные моторы, расточенные чуть ли не до двух литров под капот любой «Нивы». Казалось бы, замена старого и уставшего классического мотора на современные снизит затраты на производство, ведь классический двигатель производится только для «Нивы», но автозавод пока так не считает. В мастерской «Патриот – Кастом» мне доводилось видеть ещё Chevy Niva с форсированным двигателем, который сняли с утилизированной «Приоры». Ехала тогда машинка бодро, а в мастерской проектировали установку под капот другой «Нивы» 2.5-литрового «ЗМЗ». Странно, почему автозавод вложился в фейслифт, но не потратился на замену двигателя.

IMG_3116

Масло в порядке, садимся в салон, запускаем и прогреваем двигатель. Знаем мы про «современные тенденции», по которым ехать надо сразу на холодном моторе. Но по нашим убеждениям тепловые зазоры эти тенденции не отменяют, а потому – греем хотя бы до шестидесяти градусов. А пока греем – осматриваемся. Самое броское салонное новшество – это монитор, на который выводится изображение с камеры заднего вида. Он же служит дисплеем навигатора и магнитолы. Установили его по принципу «пусть пока побудет здесь», но лучше так, чем никак.

IMG_3114

Другой удививший конструктивный элемент – это подлокотник водителя и переднего пассажира. Если его откинуть назад, то он превращается в… подстаканники для задних пассажиров! Вот это буйство креатива! Где вы ещё такое увидите? А сами сиденья при этом достаточно удобны, если держать в голове, что едете вы в автомобиле бюджетного ценового сегмента. По-крайней мере передние – точно. На задних ездили только наши куртки и сумка с фотокамерой.

IMG_3115

Поехали. От мотора я лично ожидал больше шума. Вероятно, кузов плотнее оклеен «шумкой», ведь толщина стали у Niva Travel поменьше будет чем у первой «Нивы». При этом на ходу действительно тихо – можно запросто переговариваться, не повышая голоса. Ни шум шин, ни вой коробки передач не слышен. Может, и с коробкой поработали? Разумеется, автомобили пресс-парка бывают лучше обычных товарных, но разница точно не космическая, да и «АвтоВАЗ» в жульничестве с причёсыванием моделей для журналистов ни разу не был замечен. Стало быть, всё же модель удачная? Неспроста даже старая Chevy Niva высоко ценится вторичным рынком.

Плавность хода – отдельный разговор. База побольше классической «Нивы». Галопирования исключены совсем. Подвеска работает приятно, что само по себе удивляет. Автомобильчик – то бюджетный. В Ярцево мы напоролись на дороги, которые состояли полностью из кочек и ни толики неудобств не почувствовали. При этом отдельные из ям ещё в 2011 году были простыми колдобинами.

IMG_20210507_085908

Дизайн, который в редакции породил несколько споров, на придорожных АЗС становился предметом внимательного изучения работяг и местных жителей. Обычно внимание это было пассивным и дружелюбным. Люди рассматривали автомобиль, заглядывали в салон, обходили вокруг и на этом всё заканчивалось. Но был и неприятный случай. В Черноголовке, знаменитом подмосковном наукограде, у нас едва не украли лобовое стекло! Вот вам и буйство науки.

Стоит ли Niva Travel своих 780 тысяч, которые просят за неё дилеры? Не уверен. Притом, что автомобиль удачен и вполне себе практичен, ему бы цену тысяч на двести пониже – и готов хит продаж. Но самое важно те, что рядом ближайших конкурентов нет. Ценовой сегмент даже 800-900 тысяч не сказать, чтоб заполнен. Компактный кроссовер с постоянным полным приводом, двумя подушками безопасности, спокойно переваривающий 92-й бензин и стоимостью ниже миллиона – это только Niva Travel, если принимать во внимание только новые автомобили.

IMG_3078

Поэтому будущее на рынке у этой модели есть. Кроме неё в нише только классическая «Нива», но они сейчас друг другу не конкуренты. Потребность в модели на рынке тоже есть, и это – не только и не столько рыбаки и охотники. В некоторых областях проехать можно только на «Ниве», как бы она не называлась. От старой «Смоленки» в Ярцево до сих пор ведёт грунтовка и только на «Нивах» там ездят, не сбавляя хода.

«АвтоВАЗ» намерен переходить с новыми моделями в ценовой сегмент выше миллиона рублей. Будем надеяться, что даже модернизированная Niva Travel останется в старом сегменте, где ей никто не может пока бросить вызов. Даже математически перечисление достоинств: полный привод, две подушки безопасности, четыре звезды на краш-тесте и очень приемлемый налог звучит для рынка очень неплохо.

Искренне Ваш, Илья Рыжанушкин.

Фото автора и Надежды Михеевой.