Этот тест пришлось буквально выстрадать. Год мы ждали очередь на автомобиль, потом нам помешала пандемия, и ещё через полгода мы наконец-то заполучили новый Jimny. Несколько раз падал сервер с фотографиями, два месяца косили редакцию атипичная пневмония и коронавирус, но в итоге все негативные обстоятельства были побеждены.
Suzuki Jimny как росомаха или пистолет Стечкина — объединяет в себе серьёзное содержание в компактном теле. Милейший внешне внедорожник оказался наиболее подходящим для различных внедорожных приключений. И сейчас не очень-то верится, что история Jimny начинается вообще с трёхколёсных кей-каров. Невероятно, но это действительно так.
Была такая компания в Японии, носившая такое знакомое каждому японцу имя как Hope Motor Company. И выпускали они трёхколёсные грузовички и такие же моторикши. В середине шестидесятых годов ХХ века парни в мастерской Hope придумали таки поставить их новую модель на четыре колеса. Идея революционная для двадцатого века, но не для шестидесятых. Однако чеырёхколёсный Hope Star ОМ 360, имевший кузов, отёсанный топором с прямыми и резкими гранями, ехал по любым покрытиям с подкупающей лёгкостью. При этом под капотом урчал моторчик, развивавший всего-то 20 (двадцать) лошадиных сил. Внедорожные возможности крохотного кей-кара оказались такими, что автомобиль тут же привлёк внимание специалистов отрасли.
Для самой Hope Motors эта модель была скорее малосерийным концептом. Выпустив всего 15 автомобилей, они были выкуплены компанией Suzuki вместе со всеми разработками, идеями, и даже дверными ковриками. В Suzuki вовремя разглядели потенциал модели и взялись за дело со всей основательностью. Сначала они заменили кузов, а потом посмотрели под капот и удивились, обнаружив там двухтактный двигатель Mitsubishi. Кто-то из Suzuki сгонял на склад и мигом сменил двигатель на мотор Suzuki FB. Свап мотора позволил поднять мощность с 20 л.с. до просто огромных 25 л.с. И в 1970 Suzuki впервые представила покупателям модель Jimny.
Jimny тут же стал мировым хитом. В момент своего появления он был единственным полноприводным кей-каром. Благодаря своей лёгкости и сносному соотношению мощности и массы, Jimny стал на тот момент практически идеальным внедорожником. При этом он имел брезентовые двери с застёжками – «молниями» и очень аскетичный кузов, как у советского «ЛуАЗа». К концу семидесятых годов Jimny уже продавался в вариантах с тканевым верхом, жёстким верхом и даже как пикап! Австралийские импортёры шагнули дальше — они засадили японцу под капот 4-цилиндровый двигатель, мощностью 42 л.с. Это стало формулой успеха.
В Suzuki избрали очень удачную тактику с маленькими внедорожниками. Первый походил на Willys, последующий — на маленький Land Rover Defender, потом они придумали «реплики» по мотивам Jeep Cherokee и Grand Cherokee, и вот теперь с успехом «откосплеили» G-Wagen от Mercedes. И с этим вариантом компания внезапно снова создала хит, если не шедевр рынка. Автомобиль вдруг пошёл «на ура», причём покупают его как молодые люди, так и обеспеченные, степенные граждане. «Маленький «Гелик», как часто называют Jimny теперь, обскакал по продажам одноклассников и мигом стал иконой стиля среди молодёжи. Его хотят купить даже большее количество автомобилистов, чем настоящий «Гелик»! Я парковал его около дома, и после теста уже через неделю соседи купили пару таких! Да, это действительно хит!
При этом нарочитый кубизм и брутальность автомобильчика не выглядят мультяшными. Он воспринимается вполне серьёзно, также, как и весьма позитивно. И хотя Suzuki Jimny имеет аэродинамику Дональда Трампа в маске сварщика, он сохраняет умеренный аппетит и при желании сможет выдать 160-180 км/ч на шоссе. Однако шоссе — не его стихия. Да, он может ездить по асфальту, но главное его преимущество реализовывается там, где асфальта нет.
Suzuki Jimny очень компактен. Он с лёгкостью может проскочить на лесной тропе между здоровенными соснами, и с такой же лёгкостью припаркуется в центре Москвы, где бесплатно и кружку пива на своём обеденном столе припарковать не всем удаётся. Благодаря небольшой колее Jimny может двигаться там, где не каждый квадроцикл пройдёт и медведь не протиснется. А Suzuki Jimny не просто протиснется, даже зеркала не сложит! То есть автомобиль получился настолько универсален, что найдёт применение и там, где волки спать бояться, и там, где олени бордюры клали.
Простой и функциональный кузов — это лишь часть мощной внедорожной философии автомобиля. Пластиковые расширители колёсных арок и мощные бамперы вместе с накладками порогов создают некий защитный пояс вокруг автомобиля и не допускают дорогостоящих кузовных повреждений при маневрировании в ограниченном пространстве. Поначалу меня смущали разве что задние фонари, расположенные в бампере, но за недельный тест я успел заметить, что такое расположение оптимально. Пластик бампера гасит несильные удары и в таких случаях фонари с большой вероятностью уцелеют. А случись прислониться к сосне задним крылом, пострадает только железо, которое проще заменить и в изготовлении оно теоретически дешевле. Кроме того, расположение задних фонарей в бампере позволило сделать широкий, практически во всю ширину автомобиля, проём задней двери. Такое решение позволяет погрузить через проём борца сумо, сложенного пополам. И, чтобы погрузка прошла легче, спинки задних сидений складываются и имеют с тыльной стороны плотное защитное покрытие.
Для удобства складывания ремни безопасности задних пассажиров имеют интересную конструкцию. По своему принципу они напоминают ремни безопасности детских кресел или ремни среднего пассажира заднего ряда. То есть, они имеют две кассеты, а в совершенно сложенном виде прилегают к задней стойке и ещё фиксируются застёжкой типа «репейник». В «грузовом» положении они никак не выдают своё наличие, а в «пассажирском» легко пристёгиваются и работают по прямому назначению. И задние сиденья готовы вместить не только детей. Я при своём росте 174 см с приемлемыми удобствами расположился «сам за собой». Такое решение стало лучшим автомобильным конструктивным решением за 2020 год по версии нашего журнала.
Удобнее стало открывать заднюю дверь. Теперь можно попробовать сделать это и рукой в перчатке, а не только кончиками пальцев, как в предыдущей версии. В остальном всё осталось без изменений. Дверь также имеет пневматический доводчик и фиксатор. Однако и тут японцы не обошлись без нововведений. Теперь они добрались до заднего токообогреваемого стекла. Его ремонтопригодность увеличена за счёт применения разъёмов типа «папа-мама». И в новом Jimny не надо подпаивать провода при смене стекла — достаточно просто отсоединить и потом присоединить разъём. Просто и удобно — ничего не скажешь. До такого даже в «Майбахе» не догадались!
Брутальность внешняя также получила развитие и внутри. Поначалу от дизайна интерьера ждёшь напускной суровости, какая есть например у трёхмесячного щенка ротвейлера. Однако, после десятка километров за рулём, понимаешь, что дизайнеры решили просто не париться и сделали все панели внутри ровными, параллельными и перпендикулярными, как строевой устав. Клавиши и переключатели тоже широкие и удобные. Хоть в перчатке их переключай, хоть в рукавице-шубенке. Рычаги тоже сделаны с запасом прочности и простора по эргономике и хвату.
Обзорность за рулём — как в большом и удобном кресле с моторчиком. Руль отлично лежит в руках, приборы в брутальных колодцах легко читаются, коробка передач переключается легко и плавно. Едешь и практически машинально на навигаторе прокладываешь маршрут куда-нибудь в Танзанию, а не к парковке возле делового центра. Просёлок и лесные дорожки для нового Jimny – родная стихия. Мне пришлось мчать по размытой песчаной грунтовке в комфортном темпе. Оказалось, что темп был таков, что VW Tiguan сопровождения от нас отстал на добрые полкилометра! И дело оказалось не в поднятой пыли, а в отличной работе подвески Suzuki Jimny. Суровая на асфальте, она оказалась очень заботливой и дружественной к позвоночнику на песке, грунте и грейдере.
Такому малышу за глаза хватает своих ста пяти «лошадок», которые сняты с полуторалитрового моторчика. Да и крутящий момент позволяет Jimny вылезать практически из любой недружественной ситуации. Будь то старт с асфальта, или подъём по песчаному склону, всё получается легко и спокойно. При этом на бездорожье совершенно миниатюрный Jimny способен посрамить некоторые полноразмерные внедорожники. Свесы минимальные, что положительно сказывается на геометрической проходимости, позволяя въезжать чуть ли не в окно собственной дачи. Колёса расставлены фактически по углам Jimny, что делает автомобиль с кузовом, похожим на кубик, устойчивым на дороге даже при залихватских маневрах и перестроениях.
Полноценный полноприводный, с отличной тягой на низах Jimny не требует крутить мотор до отсечки, чтобы переехать холм или овраг. У «Джима», как мы его называли в редакции, всё в порядке с углом въезда, углом съезда и углом рампы — свесы небольшие, а дорожный просвет достаточен. Редко встретишь такой набор внедорожных качеств в таком компактном и доступном автомобиле. Что и говорить, малыш Jimny теснит по продажам и брутальные Wrangler и теперь уже лощёные G-Wagen. В США такой наглости ему не простили.
Да, в 1988 один молодой водитель, опыта вождения у которого было как у цыплёнка, а амбиций — как экскрементов у динозавра, разложил внедорожник Suzuki, объезжая препятствие. Но этот чайник оказался сотрудником Союза Потребителей США. Возможно, этот парень накатал «телегу» в Suzuki, получил оттуда ответ типа «учись ездить, дурак», и понеслось. Журнал этого самого Союза Потребителей провёл какие-то свои тесты на выполнение на Suzuki «переставки» на скорости 64 км/ч, после чего они сочли, что тот «склонен к опрокидыванию». На самом деле это не так. В первые годы импорта Suzuki в США, который там назывался не Jimny, а Samurai, планировалось продать 14000 автомобилей, но к концу года продажи достигли аж 47000 автомобилей! Победить победное шествие модели по стране американцы не могли, а если они не могут победить — они начинают клеветать. За примером ходить не надо — наши олимпийцы, автоспортсмены и Путин. То есть на Suzuki клеветать начали раньше, чем на нашего президента!
Продажи модели Samurai в США были остановлены. То есть, Путину повезло больше — в отличие от Suzuki Jimny он на территории США не запрещён, но сейчас не об этом. К моменту запрета продаж в США Jimny уже двадцать лет продавался по всему миру и был протестирован и перетестирован вдоль и поперёк. За двадцать лет ни один эксперт не смог подтвердить заключения американских шарлатанов от потребительского рынка. В Suzuki просекли подставу от американских чиновников. В 1996 Suzuki даже судились с этим самым Союзом, обвиняя их в подтасовке и клевете. Они раздобыли оригинальные видеозаписи тестов, где явно было видно, что несмотря на все старания испытателей Jimny – Samurai ведёт себя вполне предсказуемо. Чтобы хоть как-то оторвать его колёса от асфальта на «переставке», пришлось сделать 47 попыток! А потом ещё 15, на повышенных скоростях, чтобы хоть как-то «натянуть» мнимую опасность на данные тестов. Американский Союз Потребителей решил закрыть вопрос до суда и удовлетворил исковые требования Suzuki.
Примечательно, что на Suzuki был установлен один из мировых рекордов по достижению максимальной высоты на автомобиле. 21 апреля 2007 года на Jimny удалось въехать на высоту 6688 метров в Андах. На обратном пути рекордсмены сняли и забрали ссобой пафосный знак, который установили предыдущие, конечно, американские рекордсмены. Этот знак гласил: «Парковка только для Jeep – остальные всё равно сюда не доедут». Что и говорить – красивый тролинг!
Помятуя про американские приключения Suzuki, я поначалу осторожно на нём перестраивался, но быстро вошёл во вкус и подчас скорости на переставках подходили к современным критическим значениям. Причём, подчас такие тесты приходилось проводить незапланированно. Инициаторами их выступали обделённые умом автомобилисты, вдруг вспоминавшие в левом ряду, что им срочно надо вправо, съехать с автострады. Уже упомянутые, расставленные по углам кузова колёса служили отличную службу в таких ситуациях — автомобиль сохранял незыблемость и стойкость как рота спецназа. А если учесть, что оказаться незамеченным на дороге в новом Jimny невозможно, то автомобиль мгновенно становится очень желанной покупкой. Да, я тоже хочу его в свой гараж. Меньше чем пистолет Стечкина но точно больше чем росомаху. Хотя бы для того, чтобы снова переживать яркие события нашей тестовой недели, самым впечатляющим из которых стали шустро сваливавшие из-под колёс в лесу квадроциклисты с недоумённым вопросом в глазах: «Да откуда он здесь?»
Искренне Ваш, Илья Рыжанушкин.
Фото автора.