Skip to content

Смертоносные вертушки.

«Вертушка» – именно так немного романтично принято называть в российской армии вертолёты, в том числе — ударные. Наверное, такое название отражает суть миролюбивости и не воинственности нашего народа. Хотя, по некоей иронии воевать с иностранными захватчиками нам приходилось чаше всего, и воевать мы умеем лучше всех на этой планете.

по2

Класс ударных вертолётов тоже родился в основном благодаря русским. И начался он совсем не с вертолётов. Во время Великой Отечественной войны в 1942 году из запаса был срочно отозван тихоходный биплан «По-2». Именно такими самолётами был оснащён знаменитый 46 гвардейский и полностью женский авиаполк. Тихоходность «По-2», а также его способность взлетать и приземляться на малых площадках сделали его грозной ударной силой. Взлетев с грибной полянки в прифронтовом лесу он быстро оказывался над головами немецко-фашистских захватчиков, сбрасывал им на головы две или четыре авиабомбы, после чего спокойно уходил обратно на свою территорию. Вражеская ПВО не успевала даже развернуться. Немцы прозвали лётчиц 46 полка «Ночными Ведьмами». Именно они стали родоначальницами класса лёгкой ударной авиации.

Опыт 46 авиаполка переняли и американцы. Как утверждают сами янки, во время высадки десанта в Нормандии они использовали самолёты Paper J-3 с установленными на тряпочных крыльях ручными противотанковыми гранатомётами «Базука» для борьбы с танками. Во время боя за французский городишко Арракурт, такой самолёт под пилотированием американского майора Карпентера подбил сразу четыре немецких танка. Однако документальных подтверждений из независимых источников, ровно как и хотя бы одну фотографию такого самолёта с «Базуками» на крыльях в свободном доступе мы не нашли, хоть и очень старались. Наши сомнения заключаются в том, что крылья Paper выполнены из ткани и при стрельбе из реактивных гранатомётов они с большой вероятностью могли и должны были воспламеняться. А с горящими крыльями далеко не улетишь.

сика Р 4

Ближе к концу войны уже практически во всех странах шли разработки вертолётов. А Sikorsky R4 даже эксплуатировался в спасательных операциях. Но вооружить вертолёты хотя бы пулемётами на тот момент никто не додумался. Однако, более чем успешный опыт «Ночных Ведьм» и урон, ими нанесённый фашистам, убедил сразу несколько прогрессивных стран в необходимости создания боевых ударных вертолётов. Гонка вертолётных вооружений началась в пятидесятых годах двадцатого века. А уже в шестидесятых в этой гонке обнаружилась пара лидеров.

ми8

В 1961 году в СССР с чистого листа в КБ Миля был создан «Ми-4». А уже к середине шестидесятых ему на смену пришёл легендарный «Ми-8», ставший самым массовым вертолётом в истории авиации. При этом «работяга» «Ми-8» может не только совершать налёты, но и выполнять транспортные, десантные и спасательные задачи. При этом два предшественника «Ми-4» оказались не менее удачными. «Ми-2» поступил на службу уже в пятидесятые, а в шестидесятые года двадцатого века даже стал на производственные стапели… в Польше! А родоначальник легенд «Ми-1» взлетел впервые в конце сороковых, а в широкую эксплуатацию поступил в 1951 году. И также производился как в СССР, так и в Польше!

Американцы оттолкнулись от опыта использования Sikorsky R4 и создали в 1965 году Sikorsky H34. И примерно в это же время свет увидел UH-1Iroquois компании Bell Helicopter. «Ирокез» американским военным понравился. И министерство обороны США достало чековую книжку. По объёму закупок «Ирокез» соперничал с легендарным «Ми-8». Оба они не были полноценными ударными вертолётами в современном понимании. На них устанавливались автоматические пушки, пулемёты и даже установки с неуправляемыми ракетами, однако большие габариты и слабая защищённость того же «Ирокеза» делала его лёгкой мишенью в бою.

сика Н34

Во вторжении США во Вьетнам применялись 7013 «Ирокезов». При этом 3305 вертолётов было сбито солдатами Вьетконга и советскими военными советниками. Американцы тогда декларировали потери от ПВО Вьетнама в количестве 2700 солдат. Однако достаточно знать, что экипаж вертолёта «Ирокез» состоял из 2-3 человек, чтобы предположить, что потери оказались фактически в пять раз больше. Получив такой пламенный «привет» от советско-вьетнамских товарищей, американские потребовали себе новые ударные вертолёты, хорошо вооружённые, хорошо защищённые, малошумные, малозаметные, всепогодные, способные действовать днём и ночью.

кобра

В 1965 году свой первый полёт совершил принципиально новый боевой вертолёт Bell AH-1 Cobra, который с различными модификациями применяется до сих пор как в армии США, так и в армиях некоторых вассальных стран. А 19 сентября 1969 года в воздух поднялся советский «Ми-24», известный в последствии как «Крокодил». Он стал первым европейским и вторым в мире ударным вертолётом. При этом «Крокодил» может кроме вооружения нести до 8 человек десанта, эвакуировать раненных с поля боя и при этом перевозить до двух с половиной тонн полезного груза на внешней подвеске.

крокодил

В 1978 году на «Ми-24» был установлен абсолютный рекорд скорости — 364.8 км/ч, который продержался восемь лет. В 1975 году установили два рекорда скороподъёмности, взмыв на высоту 3000 метров за 2 минуты и 34 секунды, а на высоту в 6000 метров — за 8 минут, 31 секунду. Но самый значимый рекорд — это сверхдальний перелёт в 1992 году женского экипажа в составе Галины Расторгуевой, Людмилы Полянской и Галины Кошкиной из Москвы в Майами, полной протяжённостью около 20 000 километров! Знатоки и эксперты блока НАТО, понимая где и как быстро может оказаться русский ударный вертолёт даже без вертолётоносцев, приуныли. На данный момент половина мира вооружена вертолётами «Ми-24». Есть и неприятный момент — они достались в «наследство» от СССР и Украине, которая не задумываясь применила их в карательной операции против мирного населения на юго-востоке страны, расстреливая с воздуха мирные деревни и города. Этот факт лишь подтверждает выражение: «Убивает не оружие, а придурки, в руки которых оно попало».

К началу девяностых годов двадцатого века ударные вертолёты стали основным средством борьбы с танками и САУ. В 2008 году во время восьмидневной войны в Северной Осетии русские «Ми-24» расправлялись с грузинскими танками ужасающе легко. Но было бы большой ошибкой считать, что в Мире доминируют только эти два вертолёта. На самом деле класс штурмовых вертолётов и широк и разнообразен.

апач

Boeng в конце семидесятых годов двадцатого века обзавёлся вертолётом AH-64 Apache. Да так удачно обзавёлся, что «Апачи» до сих пор остаются основными ударными вертолётами армии США. Правда, от разработки до постановки на вооружение вертолёта прошло почти 13 лет. И причина не только в том, что в Boeng старательно и сосредоточенно, со свойственным американцам профессионализмом тянули куда-то кота за причиндалы. Отметилась ещё и американская бюрократическая система. И почему вдруг Boeng обзавёлся вертолётом, а не разработал, как обычно говорится?

Программу по созданию усовершенствованного нового ударного вертолёта запустили в 1972 году. В 1976 году небольшая компания Hughes выиграла тендер на разработку и последующий выпуск нового вертолёта. Но из-за собственных финансовых проблем и проблем с финансированием проекта, Hughes только в 1981 году начала первые лётные испытания нового вертолёта. Уже в 1983 году первые вертолёты стали поступать в войска, где и получили своё обозначение AH-64 Apache. Но в 1984 году Hughes с потрохами была куплена компанией McDonell-Douglas, которую также впоследствии поглотила корпорация Boeng. И с середины девяностых годов двадцатого века вертолёты обозначаются как Boeng AH-64 Apache. Вот так Boeng именно обзавёлся вертолётом, не разрабатывая его.

«Апач» оснащается двумя двигателями по 1890 «лошадок» каждый. Их хватает для разгона тяжёлого вертолёта до скорости 300 км/ч, подъёма до практического «потолка» в 6400 метров, при этом с полной заправкой и боекомплектом вертолёт имеет дальность 480 км. Вооружение вертолёта — 30 мм пушка, до 16 противотанковых управляемых ракет, или вертолёт может нести до четырёх пусковых установок с девятнадцатью неуправляемыми ракетами каждая. Возможны и различные комбинации «навески». Так во время оккупации Сербии американские захватчики навешивали на свои «Апачи» по две установки с неуправляемыми 70-мм ракетами и по восемь противотанковых управляемых ракет.

Для борьбы с вертолётами противника на «Апач» можно установить четыре ракеты «Стингер» класса «воздух-воздух», но случаев, чтобы «Апач» когда-либо побеждал в воздушном бою нет. Чаще всего эти вертолёты применяются на таких театрах военных действий, где не ожидается работа хорошо вооружённого и сильного противника. «Апачи» расстреливали мирных жителей Ирака, уничтожали афганские кишлаки и бомбили сербов в Югославии — вот и весь их боевой путь. Но даже в Ираке, где противником не применялись средства ПВО, американцы умудрились потерять три вертолёта из 200 применявшихся. При этом в бою — всего один. Однако по Миру гуляет байка о том, как один «Апач» за один вылет уничтожил целых восемь иракских танков! Впечатляющая эффективность, если не указывать, что все уничтоженные танки были без экипажей.

Уже к концу восьмидесятых годов двадцатого века, то есть, когда «Апачи» на службе и семи лет на продержались, выяснилось, что они защищают экипаж только от стрелкового оружия и очень мелкокалиберных зенитных установок. «Шилка» его на потроха разносила, а против переносных зенитно-ракетных комплексов он оказался вовсе бессилен. И тут американским военным потребовался новый вертолёт.

БоСика

Разработчики решили на этот раз насовать в конструкцию «всего всего и побольше». Они применили новейшие материалы, использовали свежайшие достижения в снижении шума и даже использовали технологию «Стэлс». В 1991 году компании Sikorsky и Boeng представили американским военным концепт новейшего ударно-разведывательного вертолёта со сложным названием Boeng-Sikorsky RAH-66 Comanche. Вертолёт действительно получился малозаметный и мощный, но тут сначала в том же 1991 году прекратил своё существование главный враг США — СССР, а потом над Югославией был сбит хвалёный американский «Стэлс». Обнаружен он был простой советской, ещё ламповой РЛС! Проекты быстро свернули и к ним уже не возвращались.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

А вот в Европе наоборот сосредоточились и в конце восьмидесятых создали вполне приличный ударный вертолёт. Инженеры франко-германской компании Eurocopter назвали своё творение EC665 Tiger. Это узкий, не более метра в ширину, вертолёт с композитной бронёй, управляемый экипажем из двух человек. Его максимальная скорость 280 км/ч, а практический «потолок» – 3500 метров. При этом максимальная дальность действия у него поменьше, чем у американских и, тем более, российских аналогов. Вертолёт вооружается 30-мм пушкой, восемью противотанковыми управляемыми ракетами и четырьмя управляемыми ракетами класса «воздух-воздух».

мангуста

При этом Tiger – не единственный ударный вертолёт, которым может похвастаться Европа. Например, ударным вертолётом считается итальянская Agusta A129 Mangusta. Вертолёт был разработан в 1982 году для нужд итальянской армии и для ударных вертолётов он, как бы деликатнее выразиться, не самый ударный. Хотя фюзеляж вертолёта состоит на три четверти из композитных материалов, какими-либо выдающимися показателями он похвастаться не может. Максимальная скорость у «Мангусты» – 250 км/ч, что делает вертолёт медленнее техники потенциального противника. Потолок тоже чуть меньше — 3140 м, а вот дальность действия больше — 561 км. Зато с вооружением полный порядок — до трёх 20-мм пушек, до восьми противотанковых ракет, или четыре блока неуправляемых ракет, в каждом из которых их может быть по семь штук.

Чтобы сносно летать со всем этим багажом вертолёт оснастили двумя турбовальными двигателями, каждый из которых обладает мощностью 1360 л.с. Несмотря на не самые выдающиеся лётные характеристики, «Мангуста» с 2013 года состоит на вооружении не только итальянской армии, но и турецких ВВС. Контракт на поставку вертолётов для Турции оценён в сумму чуть меньше трёх миллиардов американских долларов.

И, раз упомянули Турцию, стоит упомянуть и ещё одно государство, рвущееся в клуб супердержав. Это Индия. С 2006 по 2010 годы индийская национальная компания Hal вела разработку индийского штурмового вертолёта и в итоге создали вертолёт Hal LCH. Лёгкий индийский штурмовой вертолёт разрабатывался специально для ведения боевых действий в высокогорье. Первые вертолёты ВВС Индии получили в 2014 году. То есть, из зарубежных ударных вертолётов этот — самый новый.

индус

Как и все современные ударные вертолёты, Hal LCH создавался по технологиям малозаметности для радаров и повышенной боевой живучести. LCH развивает максимальную скорость полёта в 330 км/ч, поднимается на практический потолок в 6500 м и может работать на дальности до 550 км. В этом ему помогают два мотора, мощностью по 1200 л.с. каждый. Индус вооружён 20-мм пушкой, а также подвесными системами для управляемых или неуправляемых ракет.

А в конце публикации стоит упомянуть о вертолётах, которые безоговорочно доминируют в этом классе.

Ударно-штурмовой вертолёт Ка-50 «Чёрная Акула» был принят на вооружение в 1995 году, и практически тут же в Западной Европе получил прозвище «Оборотень». Применение новых отечественных прицельно-навигационных комплексов позволило управлять вертолётом одному пилоту. Кроме того, Ка-50 оборудован катапультным креслом, что многократно повышает шансы на спасения пилота. И самое занимательное в этом то, что аналогичных кресел у вертолётов-одноклассников нет.

ка50

Первый летающий прототип «Чёрной Акулы» был построен в 1981 году, а полетел будущий Ка-50 только в июне 1982 года. С 1990 по 1993 год вертолёт прошёл все государственные испытания и начались тренировки с целью отработки приёмов боевого применения «Чёрной Акулы». А 31 июля 1997 года на «Чёрной Акуле» впервые в истории на винтокрылой машине была выполнена «мёртвая петля».

В конструкции Ка-50 «Чёрная Акула» широко применяются алюминиевые элементы конструкции и композиты. Вертолёт оборудован двумя турбовинтовыми двигателями, мощностью 2203 л.с. каждый. При этом конструкция двигателей обеспечивает бесперебойную работу в течении 30 минут после полной потери масла в боевых условиях!

Вооружён вертолёт 300-мм автоматической пушкой, 40 неуправляемыми 80-мм ракетами, 12 противотанковыми управляемыми ракетами, а кроме того может нести на себе ракеты класса «воздух-воздух» для защиты от летающих целей противника. Кроме того, «Чёрная Акула» может легко оборудоваться и зарубежными образцами вооружения, что открывает Ка-50 зарубежные рынки, а также в случае военных действий позволяет использовать трофейное оружие и боеприпасы.

ка52

Ка-52, он же – «Аллигатор» разрабатывался в конце девяностых годов прошлого века. Если коротко, то он представляет собой глубоко модернизированный ударный вертолёт Ка-50 «Чёрная Акула». Двигатели, оперение, крылья, шасси, несущая система, хвостовая и средняя части фюзеляжа достались «Аллигатору» от «Чёрной Акулы». Первый испытательный полёт «Аллигатор» совершил в 1997 году, а уже в 2011 серийные Ка-52 вовсю поступали в войска.

«Аллигатор» поднимается в воздух с помощью двух газотурбинных двигателей, мощностью 2130 л.с. каждый, приводящих два соосных несущих винта. При этом вертолёт разгоняется до максимальной скорости в 300 км/ч, забирается на высоту до 5500 м и может работать на дальности до 520 км. При этом хоть в кабине пилотов и два места, вертолёт может управляться всего одним пилотом!

А чтобы неприятель не скучал, «Аллигатор» может нести 30-мм пушку, 12 противотанковых управляемых ракет, или восемьдесят неуправляемых 80-мм ракет, а также четыре управляемые ракеты класса «воздух-воздух». Вертолёт может бороться как с наземными бронированными, так и с воздушными целями. Сейчас в ВВС России около сотни ка-52 «Аллигатор». Такого количества достаточно, чтобы не только аннигилировать армию врага, но и при необходимости захватить несколько небольших враждебно настроенных государств, или сделать большое и агрессивное государство небольшим и очень миролюбивым.

Валерий Бердыш

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники