Skip to content

Привет, сосед! Советско-финская война 1939 года.

О войне с Финляндией немного говорят в России. И информационный вакуум щедро заполняют баснями, выдумками и всяческими мифами те, кто об этой войне вообще ничего не знает. Так называемая Зимняя война — не самый значимый эпизод Второй мировой, хотя она, конечно, стала болезненным и важным уроком для СССР. А сейчас ещё и превратилась в рассадник политических фантазий, заблуждений и бесконечных мифов. Мифы в основном приходят от политических авантюристов и фантазёров из западных стран. А что же на самом деле представляла собой Советско-Финская война?

7

На вопрос о необходимости этой войны очень доходчивый и вполне наглядный ответ даёт последующая блокада Ленинграда. Пётр I прорубил окно в Европу, не подумав, что эта дыра работает в обе стороны. И вместе с торговыми судами оттуда запросто могут полезть подводные лодки, авианосцы и десантные корабли.

В 1918 году столицу в целях безопасности перенесли в Москву, но Санкт-Петербург остался крупным промышленным и политическим городом, в котором проживали более трёх миллионов человек, это без учёта области! В тогдашнем Ленинграде было сконцентрировано металлургическое, электротехническое, военное производство. В преддверии большой войны, в скором начале которой никто не сомневался, границу пришлось отодвинуть, но не всем это понравилось.

1

Поначалу СССР по-соседски попытался решить проблему мирно. Для этого четырнадцатого апреля 1938 года второй секретарь советского посольства Борис Ярцев встретился с главой финского МИДа и сразу же выложил все аргументы и факты на стол, из которых значилось, что Германия вероятнее всего нанесёт удар по СССР именно через финскую территорию. При этом небольшая, но гордая Финляндия самостоятельно не сможет предотвратить немецкую высадку и последующую оккупацию. С такой ситуацией безусловно надо что-то делать. И Борис Ярцев от имени советского правительства предложил соседнему государству русскую военную помощь.

Согласись финны на соседскую помощь, возможно, удалось бы избежать миллионных жертв и даже блокады Ленинграда. Но в тот день финским дипломатам ударила в голову жёлтая вода. Реакция Хельсинки была обтекаемой и недальновидной: не волнуйтесь, мы не позволим Германии войти на нашу территорию и вторгнуться в Россию. Что-то вроде современного «давайте мыслить позитивно».

Однако все уже в тот момент по обе стороны стола переговоров заведомо понимали, что Финляндия против рейха – это как Мак Грегор против Валуева, то есть – никак. Ярцев убеждал, упрашивал и даже настаивал на заключении тайного соглашения, в результате которого удалось бы немедленно начать строительство линии укреплений на Аландских островах и позволить СССР оказать Финляндии помощь в непосредственной обороне финского побережья. Ярцев также предлагал разместить советские военные базы на острове Гогланд. Всё это не то чтобы «не позволило Германии войти», но хотя бы сильно затруднило процесс захвата Финляндии фашистской группировкой. Но до финнов не дошло, что дело касается их государственной безопасности, а также территориальной целостности. И в августе 1938 года, после многочисленных переговоров, предложения СССР были бездумно отвергнуты.

Но в советском МИДе не сдались и разработали пакет новых предложений. Уже в марте 1939 года СССР попросил в аренду острова Гогланд и Тютерс, но и тут финны долго и безуспешно осмысляли предложения, в результате чего и при активном старании финских дипломатов переговоры зашли в тупик. Советские дипломаты не сдались и пятого октября 1939 года финнам предложили обменяться территориями: в обмен на участок на Карельском перешейке плюс все те же острова, им должны были отойти 70 тысяч квадратных километров в Восточной Карелии, что в два раза больше уступаемой финнами территории. Отличная по тем, да и по сегодняшним временам сделка.

6

Финляндия тянула время, ставила условия, но потом снова отказалась. На недопустимости такого обмена как-то особо рьяно настаивала Германия, но у финнов были и свои соображения на этот счёт. Эти соображения можно уложить всего в одну строчку – территория на Карельском перешейке была заселена финскими гражданами, да и вообще — с какой стати?

Такое положение дел ставило под удар Ленинград. При этом у СССР заканчивались варианты. Точнее, МИД СССР на тот момент исчерпал все мирные варианты. А, как известно, когда смолкают дипломаты, начинает говорить оружие. Ничего нового изобретено не было. Москва прибегла к модному сценарию, которым тогда уже пользовалась и Германия, и Польша при аннексии части Чехословакии. Воспользовавшись провокацией на границе, СССР обвинил Финляндию во всех мыслимых грехах и пригрешениях, тут же признал главой государства коммуниста Отто Куусинена, который в свою очередь успел пообещать предоставить Советам всё, что им требовалось бы для обороны.

Так тридцатого ноября 1939 года началась Зимняя (или Северная) война. Во всей Западной Европе и не самых образованных кругах Европы Восточной бытует мнение, что СССР войну с Финляндией проиграл. Английский журналист и русофоб Джеймс Мэй несколько раз эту войну так и вовсе воспевал. На самом же деле стоит посмотреть на достигнутые цели, чтобы понять, что это не так.

5

СССР силами только одного Ленинградского Военного Округа вошёл в Финляндию и уже к весне получил всё, что хотел. СССР получил даже больше необходимого — например, Выборг. Финнам пришлось согласиться — альтернативой было дальнейшее продвижение советской армии и мир на ещё более тяжёлых условиях. Да тут ещё в ближайшей перспективе замаячил совершенно не планируемый, но очень вероятный и довольно скорый захват Хельсинки, который обострил бы конфликт с европейскими державами и в условиях уже идущей мировой войны был нужен Москве, также как чукчам прошлогодний снег. Обеим сторонам, доведшим пустяковую историю до конкретной войны, потребовался мирный договор, как пассажирам «Титаника» шлюпки. После трёх месяцев кровопролития власти Финляндии отдали всё, что требовалось Кремлю, и подписали мирный договор на условиях, продиктованных Советским Союзом.

Потом в Финляндию для нападения на СССР вошли фашисты — и тоже получили всё, что хотели. Финская армия в северной части страны была переподчинена немецкому командованию. Вообще, в период Второй Мировой в Финляндию входили много и часто, получая желаемое, но сейчас не об этом. Финское «не позволим Германии войти» не сработало, как и предсказывалось. Фактически войска фашистской группировки по предводительством Германии вошли в страну как к себе домой, смяв вялое сопротивление.

Отбросив немецко-фашистские войска от Ленинграда, СССР перешёл в наступление, в том числе – в сторону Финляндии. В результате активных боевых действий Советский Союз снова оказался удовлетворённым, пускай и не сразу. Финляндия, повторно получив «пламенный пролетарский привет», вышла из войны против СССР, а в марте 1945 года оперативно «переобулась» и даже объявила войну Германии! Тут надо заметить, что фактически боевые действия начались даже раньше – в 1944 году. Такой фортель сейчас преподносится как некий акт героической и независимой политики. Называть можно как угодно, суть действий не поменяется.

8

Западные пропагандисты тоже успели «переобуться» и сейчас нам активно «дуют в уши» о том, что Финляндия дошла до старой границы и остановилась. Они, видите ли, только вернули то, что ранее захватил коварный СССР. Бред всё это. Финские войска остановились там, где упёрлись в укрепления. А вот там, где укреплений не было, финские фашисты радостно пошли дальше. Так походью они захватили сроду не имевший отношения к Финляндии, основанный в 1703 году по указу Петра I Петрозаводск, где быстро устроили пересыльный лагерь.

Фотографией петрозаводских детей за колючей проволокой того самого пересыльного лагеря то и дело иллюстрируют ужасы ГУЛАГа — предварительно обрезав верх кадра, чтобы не было видно надписи на финском. В деле захвата русских территорий в составе фашистской банды финны не скромничали. И это – факт.

4

Бытует и активно поддерживается ошибочное мнение, что если бы не советско-финская война, то Финляндия не участвовала бы во Второй Мировой. Насколько это верно? Даже чисто теоретически могла ли Финляндия удержать нейтралитет? Для ответа на этот вопрос стоит изучить аналогичный пример Норвегии. Страна была настроена пробритански и антигермански. В тот момент у власти находилось левое правительство. В советских газетах в начале 1940 года цитировалась статья норвежского журналиста Акселя Кьелланда. Посмотрев на финский замес, он написал: «Самыми рьяными агитаторами войны являются господа, давно вышедшие из призывного возраста. Возможно, что они снизили бы тон, если бы представляли, что значит воевать против современной армии танков. Самое разумное, что мы должны сделать, — это соблюдать строжайший нейтралитет». Так что риторика пацифизма была востребованной и крайне разумной. Но это не помогло.

Норвегия осталась нейтральной, но ненадолго. Гитлер захватил Норвегию за два месяца, после чего соорудил там из подручного материала собственное и довольно послушное марионеточное правительство. Вот и весь сказ.

И это случилось с Норвегией – страной полностью нейтральной как по убеждениям, так и по делам. А с Финляндией всё было далеко не так. Вся государственная экономика была ориентирована на Германию. При этом основные, если вообще не все политические силы весьма тяготели к рейху. Правительство Финляндии на тот момент было коалиционным, но входившие в него левые были в меньшинстве и не играли существенной роли. Заметим, что и левые эти были весьма условными. Они то и дело бредили реваншизмом и некоей «великой Финляндией», как и значительная часть населения страны. А мы ведь помним, что до 1918 года у финнов совсем не было государственности, поэтому понятие этой «великой Финляндии» измерялось не когда-либо существовавшими границами, а исключительно не самым здоровым воображением, как сейчас на Украине в её некоторых социальных прослойках.

Конечно, ввязываться в прямую войну финским шовенистам не хотелось. Они не собирались переть на Москву на дряхлых танках. Но, вот ради торжества справедливости под шумок оттяпать что-нибудь у ненавистной Российской империи – да запросто. А уж когда в кулуарах стало звучать до коликов знакомое «заграница нам поможет»…

3

При этом армия Финляндии полностью была правой. Это означало, что даже если бы вдруг правительство объявило нейтралитет, сиюминутно произошёл бы вооружённый переворот и военные вернули бы страну на прогерманский курс. То есть, надеяться на то, что рейх «не постучится» в СССР со стороны Финляндии, в 1939 году могли только очень тупые и очень наивные люди. А продолжать верить в это сейчас, когда известна судьба Норвегии или захваченной за шесть часов действительно нейтральной Дании — вовсе глупо.

Одним из часто цитируемых мифов долгое время оставался миф о том, что советско-финская война показала всё убожество СССР как государства. На самом деле скорее всего эта война показала недальновидность генеральского состава Красной Армии. Найдя и подробно рассмотрев Финляндию на карте, кремлёвские генералы решили, что один Ленинградский Военный Округ с задачей справится. Поэтому отрядили 185 батальонов советских солдат против 170 батальонов финнов. В чисто математическом сравнении получилось сто тридцать тысяч атакующих против 169 тысяч, сидевших в укреплениях. А даже мало-мальски знакомый с тактикой воспитанник суворовского училища в 15 лет вам уже скажет, что для штурма укреплений нужен трёх, а лучше пятикратный перевес в живой силе.

Когда Советский Союз сообразил, что закидать шапками финнов не получится и обеспечил на фронте подавляющий перевес, всё мифическое «убожество» сразу развеялось и чудеса «яростного финского сопротивления» быстро закончились. Но даже с учётом этой особенности в России некоторые герои социальных сетей нет-нет, да напишут «просветление» о том, что всё было яко бы не правильно и вообще надо было сдаться. Не понятно только, кому они предлагают сдаваться, Финляндии или Германии. Но это совершенно уже несущественно. Победа в Зимней или Северной войне позволила Красной Армии занять новые, более выгодные позиции для строительства укреплений. Они позволили серьёзно осложнить и существенно замедлить наступление фашистов на Ленинград. Даже при том, что врага остановил Карельский укрепрайон, добираясь до него, фашисты понесли ощутимые потери, которые впоследствии не позволили взять Ленинград.

2

А сам непокорённый Ленинград связал на себе немецкую группу армий «Север». Если бы город на Неве пал, то взятие Москвы и выход СССР из войны свершились бы в течении нескольких месяцев. И это – по любым прогнозам любых экспертов – историков. Но именно благодаря успехам в Северной (Зимней) войне всего этого не случилось.

А что в итоге получили финны? Порядка ста тысяч убитыми, отдали большую часть своей территории и просидели под немецкой оккупацией наибольшую часть Второй Мировой войны. Сейчас Финляндия старается с Россией дружить. Как бы бравурно не высказывались о Северной войне упоротые западные политики, финны реальные итоги Советско-Финской войны очень хорошо помнят.

Валерий Бердыш.