Маркетологи «АвтоВАЗа» умеют удивлять. Сначала они сделали моноприводный хэтчбек, но назвали его кроссовером, а потом наделили его именем, да каким! Обозначением X-Ray официально называется американский концлагерь «Гуантанамо», игровой движок для компьютерных игр, знакомый по игре S.T.A.L.K.E.R., рентгеновские лучи, и, вот теперь, и внедорожный хэтчбек.
Собственно, внедорожных атрибутов у Lada X-Ray Cross не много – пластиковый кант на крыльях, накладки порогов и низа дверей из прочного неокрашенного пластика, кондовые чёрные бамперы, да дорожный просвет в 200 мм. Это всего на 20 мм ниже, чем у знаменитой «Нивы», но при этом достаточно, чтобы взбираться на бордюрный камень, например. Свесы тоже минимальные, но при единственно возможном переднем приводе на серьёзные внедорожные подвиги на Lada X-Ray Cross не отправишься. Плюс к тому – система стабилизации полностью не отключается. Вот и весь внедорожный потенциал.
Обходим автомобиль перед тестом и отмечаем, что выглядит Lada X-Ray Cross стильно и модно. Новый Х-стиль органично подчёркивает «фамильные черты», составляя картину восприятия модельного ряда как чего-то целого, родственного. Но «по железу» сказать это нельзя. Lada X-Ray Cross на три четверти копирует «близкого родственника» – Renault Sandero. В автомобилях примерно две тысячи деталей, из которых всего пять сотен, то есть, четверть – у Lada X-Ray Cross оригинальные. От француза российский автомобиль отличается другими пружинками в задней подвеске, иными амортизаторами, более широкой колеёй и задней балкой, конструкцию которой в Тольятти доработали.
Самый мощный 1.8-литровый мотор на Lada X-Ray Cross ставится только в паре с задумчивым «роботом», который на снискал любви и популярности у российских автолюбителей. Но и 1.6-литрового 106 сильного агрегата «Кроссику» вполне хватает. Вкупе с механической коробкой передач моторчик бодро разгоняет X-Ray Cross и позволяет уверенно маневрировать в потоке. Конечно, светофорные гонки выигрываются не всегда, но цель-то и не в этом.
Внутренней отделке позавидовал бы даже арабский принц, если бы принц работал менеджером среднего звена и снимал двушку в Бутово. Магнитола с подключением телефона, бортовая электроника с навигационной системой, подушки безопасности, камера заднего вида, кондиционер, качественно обшитый кожей руль и частично кожаные кресла. Частично потому, что места контакта сидений со спинами и задницами водителя и пассажиров выполнены из ткани, но при этом оборудованы подогревом. Правда, наиболее актуальными для россиян будут не подогревы пятой точки, а обогрев лобового стекла, что определённо избавит от лишних телодвижений с «дворниками» в мороз, да и о запотевании стёкол можно будет забыть.
Но всё богатство оснащения установлено как-то кондово, и салон смотрится довольно аскетично, даже с таки количеством опций. А некоторые опции и вовсе своим присутствием создают неудобства. Например, подлокотник, он же – небольшой рундук между передними сиденьями. Пристегнуть ремень безопасности из-за него не так-то просто. Приходится выворачивать руку, или, как мы приспособились – открывать крышку-подлокотник, пристёгивать ремень, и закрывать её обратно.
Сами сиденья тоже удивили. Ручка регулировки спинки спрятана за центральную стойку. Дотянуться к ней даже не самой крупной рукой – задача не самая простая и требующая определённой гибкости. Однако сам профиль спинки неплох. Пока ждал тестовый X-Ray Cross, я посидел в обычном X-Ray, и меня его сиденья не обрадовали. А вот «Кроссик» оказался очень удобным.
На ходу 106-сильного мотора хватает. На низах у него подхват минимально приемлемый, но и ужасным не назовёшь. Однако для бодрой езды его приходится крутить. Тут же вспоминаются малолитражные «рено» и «гранты». А к работе механической коробки передач вопросов нет совсем. Переключения чёткие, сцепление мягкое, да ещё и система помощи при старте в гору есть – совсем не похоже на старые «Лады».
Подвеска работает ожидаемо для просёлочника. Просёлок и плохой асфальт не сильно снижают скорость движения. Колеи и неровности даже на скоростной дуге тоже не вызывают возмущений, однако ставший выше центр тяжести требует внимания. Автомобиль может и раскачиваться и даже крениться. До критического крена лучше не доводить. А что касается мифа о слабом металле в районе стыка порога и средней стойки, то это фейк. Да, метал прожимается, но когда прожимается, рукой чувствуется, что упирается он в какой-то скрытый усилитель. Вот об этом фейкеры, вываливающие видео в социальные сети, не упоминают, а надо бы. То есть, кузов имеет достаточную жёсткость. Мы открывали все двери, включая багажную, даже заехав одним колесом на 20-сантиметровый бордюр.
Кстати, о багажнике. Для хэтча он вместителен – можно перевезти месячный запас провизии средней семьи. А ещё он «трёхэтажный»! Подняв первый фальшпол багажника, под ним обнаруживается ниша, куда запросто помещается дорожный набор, можно кинуть перчатки для работы с домкратом, или буксировочной стропой, саму буксировочную стропу, и ещё много мелкой и нудной дорожной мелочёвки, включая небольшой дробовик. А если поднять фальшполик и этого отсека, то под ним обнаружится ниша для запаски и инструмента! Правда, максимальная нагрузка на самый верхний фальшпол невысокая – всего 25 кг. Если везти что-то тяжелее, то лучше её убрать. Следующий полик выдерживает уже 100 кг.
Так уж получилось, что единственной альтернативой по сочетанию цены и оснащения у Lada X-Ray Cross только Renault Sandero Stepway. И россиянин здесь выигрывает ценой, хоть и немного. Но этого «немного» вполне хватит на страховку, ОСАГО, дополнительные опции и полный бак от салона до дома. Так стоит ли Lada X-Ray Cross своих денег? Оправдано ли его приобретение вообще? Пожалуй, да. На просёлках такой автомобиль в своей стихии. А просёлки у нас начинаются практически за МКАДом. Он у меня оставил впечатления эдакого честного парня, напрочь лишённого понтов – очень ценное в наше время качество, знаете ли. Таким я всегда в жизни доверял.
Искренне Ваш, Илья Рыжанушкин.
Фото Максима Андриянова.