Италия даже сегодня состоит из доброго десятка обособленных областей, регионов и даже отдельных «государств». Сицилия — одно из таких. Сразу вспоминается старая шутка, о том, что на Сицилии нет секты Свидетелей Иеговы, потому что на Сицилии вообще не любят свидетелей. Да, на Сицилии действительно свой уклад жизни. И одна из его сторон — это, как ни странно, виноделие.
Конечно, сицилийская мафия известна лучше сицилийских вин. И ей самой впору становиться туристической достопримечательностью. Однако такая слава сицилийцам давно не нравится и подчас вызывает раздражение. А вот сицилийских креветок практически не знают. А вместе с тем у берегов Сицилии организован промышленный лов крупных, редких и удивительно вкусных креветок Gambero Rosso. Эти креветки крупны, как небольшие раки, в красных панцирях. Местные жители их умудряются употреблять даже сырыми с лимонным соком и местным вином. Вот о вине и расскажем подробно.
Когда-то, высадившиеся на острове греческие переселенцы изучили остров со всех сторон и дали ему имя Тринакрия, то есть остров трёх мысов. И в наше время Сицилия представляет собой всё тот же практически треугольный остров между Европой и Африкой. Невероятна смесь минералов в почве, а также обилие тепла и солнечного света, а также плавные перепады дневных и ночных температур создают уникальные условия для возделывания винограда и последующего винопроизводства. Солнечных часов здесь как в Австралии или Новой Зеландии — до 2500 в год. Чтоб вы понимали, во Франции этот показатель хорошо если 1800 в год. Поэтому виноград на Сицилии зреет быстро и сбор урожая начинается уже в августе. В России, в Крыму, урожай винограда собирают только в сентябре-октябре. И хотя российский Крым по-своему уникален, cицилийский урожай — дело особое. В августе на Сицилии стоит жуткая жара — до 45 градусов Цельсия. И едва из Африки подуют прохладные ветры сирокко, начинается быстрая уборка винограда. Приходится торопиться потому, что африканские ветра не только охлаждают виноград, но и приводят к его прению. Чуть замешкался — и урожай пропал.
В центральной части острова, на виноградниках Регалиали дела обстоят получше. Тут вперемешку с оливковыми рощами расположились виноградники, на которых произрастает виноград местного сорта Неро д’Авола. И местность славится как превосходным оливковым маслом, так и великолепными винами. Очень неплохи в исполнении местных виноделов «Шардоне» и «Каберне-Совиньон».
Но наибольшее количество виноградников сосредоточено в западной части острова. В этой части уже несколько сотен лет производили знаменитую и легендарную марсалу, и здесь же в 70-80 годах двадцатого века стало бурно развиваться сицилийское виноделие. В результате этого развития появилось огромное количество разных вин — белые, красные, розовые, сухие, сладкие и даже игристые, простые, купажные, выдержанные. В результате проб, ошибок и применения новых технологий, на Сицилии возникло головокружительное винное изобилие и разнообразие.
Одновременно достоинством и недостатком острова стал вулкан Этна. Так как он считается действующим, то бывает, нет-нет, да изрыгнёт из себя лавы и пепла. Местные жители научились и из этого извлекать выгоду. У подножия вулкана располагается один из самых древних регионов Сицилии, который так и называется — Этна. Виноградники этого региона расположены на террасах, что сильно усложняет их машинную обработку. Потому там, как правило, работают руками. Количество старых, в возрасте до ста лет, лоз, знавших только заботливые руки виноградарей и не затронутых цивилизацией весьма значительно. При этом располагаются эти виноградники на высоте порядка 1000 метров и полностью открыты сицилийскому солнцу, благодаря чему получаются оригинальные вина с хорошей кислотностью, утончённые, элегантные, да ещё и с хорошей минеральностью. Ведь виноград вырос на землях, сформированных из лавы вулкана Этна.
Несмотря на огромную и очень солидную историю винного дела на Сицилии, которая по площади примерно равна нашему Крыму, расцвет его начался не более четверти века назад. Сейчас производством вина на Сицилии занимаются почти девять сотен компаний! И многие из них выросли из крохотных семейных виноделен. Одни производят классику типа «Шардоне» и «Каберне», другие делают ставку на местные легенды. Такие, как например марсала.
На Сицилии рассказывают, будто торговец из Ливерпуля Джон Вудхауз никак не мог наладить поставки хереса и мадеры в Англию. Тогда купец стал искать недорогую альтернативу испанским винам. В потру города Марсалы Вудхауз приобрёл для себя и матросов бочонок местного вина, который называли «перпетуум». Вино понравилось и Вудхауз закупил для продажи партию. А чтобы вино по пути в Ливерпуль не испортилось он распорядился плеснуть в каждый бочонок по паре черпаков коньячного спирта. Такое крепление быстро завоевало популярность в Англии и понравилось морякам английского флота. Попробовал марсалу и адмирал Нельсон. Заказ на поставку крупной партии вина для английского флота не заставил себя ждать и Вудхауз неплохо на нём заработал.
В наше время марсалу делают из винограда автохтонных сортов: грилло, катаррато, дамаскино и Неро д’Авола. Сусло из этих сортов уваривают в больших котлах до характерных коричневых тонов в цвете и оттенков карамели во вкусе. Далее добавляется бренди и вино отправляется в дубовые бочки на выдержку по хересной технологии.
Будете на Сицилии, обзязательно привезите ссобой бутылочку марсалы. А уж если планируете поход на яхте, прикупите целый бочонок! Сицилийское виноделие продолжает развиваться. А это значит, что мы становимся свидетелями появления на карте гастрономического туризма новой местности, которую просто необходимо посетить. Только не говорите про это громко. На Сицилии вообще-то не любят свидетелей…
Ника Фокс.