Skip to content

Русские могут. Citroen Space Tourer калужской сборки.

Так уж случилось, что микроавтобус Space Tourer/Traveler, созданный в PSA совместно с Toyota практически сразу стал хитом. Его захотели многодетные семьи, транспортные компании, даже службы такси выстроились за парочкой Traveler/Space Tourer в очередь. Несмотря на дизельгейт и кризис всего чего можно в Европе, очередь на микроавтобусики насегодня достигает полугода и более. Спрос в разы превышает предложение. Да так, что на заводе во Франции запустили четвертую смену! Под производство «сладкой парочки» мигом приспособили новоприобретённый английский завод Opel. Совершенно неплохой результат для моделей, в линейке которых только пара дизельных моторов! Ну вот, наконец и по нашей улице инкассаторы поехали. Производство их локализовали по полному циклу в Калуге, вслед за уже освоенными грузовыми братьями Jumpy и Expert.

2S7A9706

Традиционно русскую сборку у нас принято ругать. Но мы верим в русские рабочие руки. Потому раздобыли для теста Space Tourer именно российской сборки и отправились его пристально изучать. При этом выбрали один из самых простых вариантов из производящихся в Калуге — короткобазный с двумя рядами сидений в салоне.

И снаружи калужанин от француза оказался неотличим. Зазоры ровные, металл крепкий, сварные швы качественные. Оно и понятно, ведь Калужский конвейер посвежее французского, потому качество подгонки и сварки однозначно на высоте. Обойдя автомобиль вокруг, мы не нашли ни одной детали, к которой можно было бы предъявить хоть одну претензию, касающуюся именно сборки.

2S7A9746

Быстро отличить калужанина от парижанина можно по задней дверце. Она подъёмная, но во французском автомобиле может подниматься отдельно стекло двери, а в российском — нет. Пока в Калуге ставят только цельноподъёмные двери., роль внутренней ручки в которых выполняет прикрученный не самый удобный ремешок. По-прежнему нам не дождаться дверей распашных. А они могут оказаться наиболее оптимальным решением для стеснённых парковок.

Всё самое важное в Citroen Space Tourer расположено за спинкой водительского кресла. Из быстрых к приобретению вариантов россиянам предлагают далеко не самые базовые комплектации ― для европейского покупателя и левая сдвижная дверь, и одноместное правое переднее кресло, и даже рельсы для трансформации второго и третьего рядов являются опциями, за которые надо доплачивать.

2S7A9797

Но именно трансформируемый салон ― жемчужина этой модели. Сиденья второго и третьего ряда унифицированы и разделены по схеме «2+1». Их можно установить в любом месте в салоне, вперёд или назад лицом. Правда, это получится с делать с одной оговоркой, зафиксировать сиденья можно лишь в тех положениях, где правильно натягиваются стационарные ремни безопасности для крайних пассажиров. Однако, пытливые российские автомобилисты практически сразу смекнули, какой шпунтик надо подпилить, чтобы кресла закреплялись безоговорочно. Но какой именно мы вам не покажем.

Citroen Space Tourer разрабатывали люди семейные. Только этим легко объясняется огромный потребительский плюс ― наличие креплений Isofix на всех шести салонных пассажирских сиденьях. Причём расставлены они так широко, что крупные детские кресла с массивной защитой от бокового удара становятся рядом, на соседние сиденья! Попробуйте вспомнить, а в какой ещё минивэн или кроссовер можно поставить на Isofix три кресла рядом, после чего ещё и двигать сиденья с ними по всему салону? Мы не смогли припомнить ни одного.

2S7A9767

Раз уж мы забрались внутрь, то надо упомянуть и ещё од одном потребительском плюсе – из пассажирского отделения за руль можно спокойно пройти пешком, лишь слегка пригнув голову. Это очень выручало на стеснённых парковках. Просто перебираешься к сдвижной двери и выходишь. А если сесть за руль напрямую, через водительскую дверь с улицы, то придётся совершить небольшое восхождение на водительское место. Посадка столь высока, что порой чтобы подтянуться вверх, ищешь рукой ручку-поручень на передней стойке ― а её нет. В этом, безусловно, просчёт.

Наружные зеркала малы этой модели, да и площадь поверхности у них мелковата. Кроме того, аэродинамика такова, что от зеркал сильно летит грязь на боковые стёкла. Зато у лобового стекла площадь очистки большая, а области парковки щёток и накопления снега у левой стойки подогреваются даже в базовой комплектации. Хорошо продуманное решение.

2S7A9751

Мягкого пластика от коммерческого автомобиля мы не ждали― его в салоне и нет. Однако почему такие мелкие подстаканники? Банка газировки, объёмом 0.33 литра там не держится и норовит выпасть при каждом удобном случае. Да и кофейные стаканчики лучше ставить только маленькие, под стандартную порцию. Решение спорное, не очень удобное, особенно, когда в кабине много свободного места .

2S7A9794

Не лучшим образом дела обстоят и в пассажирском салоне. На откидных столиках даже кофейный стаканчик не удержится, а банку газировки лучше крепить за резинку, расположенную над столиком. На заднем ряду есть подстаканники в «подоконниках», но тоже не очень-то глубокие. И, надо заметить, что вялая история с подстаканниками — это уже характерная черта любого французского автомобиля.

2S7A9825

А вот качество материалов отделки салоне и кабины приятно радует. О конкуренте VW Caravel с её боковинами из чего-то, напоминающего оргалит, уже вспоминать даже не хочется. Приборы симпатичны, бардачков три, и все они довольно вместительны. А уж дверные карманы запросто вместят даже пятилитровые баклажки с омывайкой. Тут французы «умыли» даже немцев.

Что совершенно нетипично для коммерческого транспорта, семейство Space Tourer/Traveler построено на легковой платформе EMP2. Но при этом у бусиков установлена мощная задняя подвеска на продольных рычагах вместо Н-образной полузависимой балки. Можно ожидать, что и поедет SpaceTourer как легковушка. Отчасти это подтвердилось практически сразу.

2S7A9759

Посадка за рулём типично автобусная, и подобрать её не просто. Сам процесс посадки — путь компромиссов. Где-то сам уступаешь, где-то подгоняешь под себя элемент снова и снова. Через пару часов удобное положение всё же находится. Однако как раз к этому моменту начинает натёртое углом консоли правое колено. Тут никак не приспособиться и никак не подогнать это под себя. С жёстким и недружелюбным пластиком приходится мириться. У тестового автомобиля «автомат». Можно предположить, что на автомобилях с «механикой» консоль должна быть более дружественной. Увы, пока в пресс-парке можно выбрать только модели с автоматической трансмиссией. А дилеры предлагают «механику» строго в сочетании с двигателем 1.6, что грустно. И тут — пока тоже без вариантов.

Так а что с поведением на ходу? Конечно, это не легковушка. При простом выезде на улицу из жилого района приходится выкрутить баранку почти на оборот. От упора до упора всего руль делает почти четыре оборота, что позволяет достаточно корректно маневрировать. При этом всегда надо держать в голове, что база даже у короткой модели больше трёх метров. Но стоит набрать скорость, как происходит приятное преображение – километр за километром потихоньку влюбляешься в пилотаж автобуса. Сидишь высоко, видишь далеко, контролировать всё происходящее вокруг можно без особых усилий, а в городской трафик SpaceTourer вписывается просто великолепно.

2S7A9745

При движении со скоростью до 80 км/ч включительно в салоне тихо настолько, что на первом ряду легко расслышать слова пассажиров третьего ряда. Дизель посажен низко, вибрации и рокот от него хорошо гасятся. Лишь при наборе скорости на шоссе выше 130 км/ч на том же третьем ряду можно расслышать аэродинамические шумы и «голос» шин с дорожным полотном. Если сравнивать с референсом — VW Caravel, то в отличие от него, на плохой дороге кузов остаётся собранным и не гуляет на манер пустой картонной коробки. За такую особенность надо поблагодарить легковую платформу.

От подвески чудес тоже не ждали, а она «начудесила». Во-первых она оказалась достаточно мягкой по меркам коммерческого транспорта, а, во-вторых, продемонстрировала завидную толерантность к мелким неровностям, совершенно не громыхнув ни на одной из них. В поворотах калужанин Citroen Space Tourer хоть и кренится с некоторой ленцой, едет точно туда, куда направили, не требуя подруливаний и дотормаживаний. Мы ведь помним про легковую платформу? По моему мнению шасси заслуживает высокой оценки и не из-за её идеальной настройки, а хотя бы потому, что у конкурентов и прежних лидеров сегмента дела с ней обстоят ещё хуже. И это при том, что давление в шинах коммерческого автомобиля надо держать высокое: 2,8/2,9 бар для пустго и все 3,0/3,9 бар для гружёного.

Но даже при собранной подвеске езда на автобусике в потоке глубоко специфична. И дело здесь не только о переусиленных по французской традиции тормозах , ведь даже задние в топовых версиях дисковые и вентилируемые, но к их быстрой и надёжной «хватке» привыкнуть можно достаточно быстро. За рулём Citroen Space Tourer приходится думать «за себя и за того парня». На сильных и неожиданных торможениях в потоке я поймал себя на том, что параллельно смотрю в зеркала заднего вида, отслеживая едущих сзади. Для этих бедолаг моё торможение по дорожной обстановке – большой сюрприз, потому что кроме практически квадрата автомобильного кузова 1,9 х1,9 м они ничего перед собой не видят. Конечно, опытный водитель наберёт дистанцию побольше — и всего дел-то. Но сейчас на шоссе всё больше ездюков, которые норовят прилипнуть почти к заднему бамперу и моргать в ступицу. Вот за таких дебилов приходится думать, чтобы сберечь автомобиль и пассажиров.

2S7A9813

Это семейство автомобилей впервые было представлено в 2016 году. Уже вовсю идёт третий год эксплуатации французов и серьёзных проблем в российским потребителем у него не видно. Дизели работают, коробки передач переключают как надо, узлы шасси не вызывают нареканий. Мы прошерстили несколько тематических форумов, но ничего особо фатального не нашли. На ранних машинах сдвижные двери в открытом положении порой касались задних крыльев, да истиралась краска под уплотнителями дверей. Зимой иногда зависает подогреватель Webasto – вот и все замечания. Но на данный момент есть все возможности недочёты устранить уже на стадии локализации производства.

В PSA очень точно выбрали второе семейство для локализации в Калуге. В кроссоверных сегментах будет сложно обеспечить хорошие продажи без любимого россиянами полного привода, а у PSA из этого кармана предложить нечего. Зато SpaceTourer/Traveller занимают малонасыщенную нишу нишу, в которой есть устойчивый спрос, как текущий, так и отложенный, и растущий. Минивэнов на нашем оглонасенном рынке фактически не осталось и даже семейные клиенты вынуждены смотреть как раз в сторону микроавтобусов. В районе 2-2,5 миллионов рублей скучает хоть и надёжный, но доисторический Hyundai H-1 с задним приводом, а компанию ему раньше составлял только Ford Tourneo Custom c двухметровой высотой и эргономикой водительского места пыточного типа. И оба они на фоне Citroen и Peugeot обладают абсолютно никудышной трансформацией салона. По удобству и ездовым свойствам сравнивать с фургонами PSA можно только VW Caravel/Multivan и Mercedes Vito. Но при прочих равных немцы продадутся «в базе» примерно за три миллиона, а, скорее всего даже с плюсом. Как мы знаем, аппетит до денег у немцев хороший.

2S7A9737

Русская сборка провалов по качеству не показала. Напротив, локализация производства позволила сделать автомобили доступнее для российского семейного потребителя. Да, они просят полный привод и задние распашные двери, но с удовольствием покупают и моноприводные модели с подъёмной дверью, попутно прощая модели мелкие огрехи. Да и я готов простить ему мелкие подстаканники, аляпистый лючёк бензобака и не самые функциональные столики. Хотя бы потому, что и сам бы себе такой приобрёл. Особенно — с полным приводом, задними распашными дверцами и механической трансмиссией.

Искренне Ваш, Илья Рыжанушкин.

Фото Максима Андриянова.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники