Фильм «Агенты А.Н.К.Л.» кинокомпании Warner Brothers для нас является прекрасным образцом великолепия во всём. И не только для нас, и не только великолепия. Гай Ричи не ограничивал актёров и команду, работающую над фильмом в творчестве. И поэтому мы получили прекрасный образ советского суперагента КГБ и обаятельного агента ЦРУ. Общее впечатление от фильма настолько благоприятно, что зрители снисходительно отнеслись к историческим неточностям и принялись с энтузиазмом их выискивать, наравне с искусно зашитыми в фильм «пасхалками». Поищем и мы их вместе со зрителями.
Едва перейдя границу, агент Соло проходится по переулку, в котором мы замечаем УАЗ, выпуск которого начался лет через двадцать после событий, показанных в фильме. Но это — лишь начало, разминка. Для самых внимательных множество сюрпризов спрятано практически в каждой сцене.
В самом начале зрителю показывают погоню в восточном Берлине, которая осуществляется на старинных «рабочих лошадках» — Wartburg 353 и Trabant. Однако «Траби», как становится заметно в одном из эпизодов, переднеприводный. Такие производились уже после объединения Восточной и Западной Германий. Первый переднеприводный «траби» сошёл с конвейера в последнем десятилетии двадцатого века.
При этом Восточный Берлин изображён в руинах и развалинах. На деле же силами советских строителей город был восстановлен полностью задолго до событий в фильме. В пятидесятых годах в городе всё было приведено в идеальный немецкий порядок. Также в эпизоде, где агент Илья Курякин отрывает крышку багажника от «Вартбурга», мелькает припаркованный «Запорожец», который не просто не производился на тот момент, даже завода, производившего «горбатые» тогда не существовало!
Уже на шестнадцатой-семнадцатой минуте фильма в сцене на конспиративной квартире в Западном Берлине, шеф Наполеона Соло бросает агенту занятную реплику: «Отрасти хребет, Соло! Чтоб ты там себе не думал, мы не мужскими костюмами торгуем! У нас другой бизнес!» Это «привет» другому кинокомиксу — фильмам об агентстве «Кингсманн». Как известно, их прикрытием в Англии был магазин мужской одежды.
На двадцать пятой минуте фильма в бутике происходит занятный спор между Ильёй Курякиным и Наполеоном Соло. Они дискутируют о сочетании и не сочетании пояса и платьев для третьего агента — Габи. На момент событий, показываемых в фильме, эклектика в одежде была предметом именно таких споров дизайнеров. Мир моды расходился на два лагеря, один из которых отстаивал идеалогию сочетания элементов костюма, а другая считала это необязательным. И благодаря им в моду вошли сочетание пиджаков с джинсами, водолазок и джемперов с пиджаками и вместо оксфордов на ногах модников стали появляться броги.
В отеле «Гранд Плаза» в Риме ляпов и пасхалок тоже достаточно. Во-первых, стоит сразу зметить, что фасад хоть и похож на настоящий отель, фойе совершенно на него не похоже. По-крайней мере сейчас оно выглядит иначе. Скорее всего фойе воссоздали в павильоне по старым хроникальным фотографиям. Кстати, и номеров, потолки которых поддерживались бы колоннами, там не так много, как в фильме. То есть, всего один. И все без исключения номера не такие просторные как в кино.
Тридцать восьмая минута фильма. Наполеон Соло с помощью сканера, замаскированного под радиоприёмник, ищет в своём номере «жучки» КГБ. На самом приёмнике даже маркировка соответсвующая: «SKN-OP-MK1», в которой SKN скорее всего означает «сканер». Однако, опытный зритель узнает в «сканере» радиоприёмник Sony Walkman второго поколения. Эта вещь также культовая. Первый Sony Walkman разрабатывался так, чтобы помещаться в карман рубашки. Однако на этапе проектирования что-то пошло не так, и приёмник оказался чуть больше. Поэтому на первых порах его продавали через коммивояжёров, которым пошили специальные рубашки с карманом под приёмник. Покупатели, в карманы рубашек которых приёмник не помещался, просто решили, что у них рубашки не того фасона и не стали возвращать приёмники продавцам. Однако, в 1958-1960 годах производились приёмники первого поколения, а у Соло более поздняя версия.
На излёте той же минуты мы видим дверь номера, в котором живут Илья Курякин и Габи. На двери ясно виден номер 707. Конечно, седьмого этажа в «Гранд Плаза» нет. Но, тут пасхалка не в самом номере, а в его шрифте. Он точно копирует шрифт титров первых фильмов об «Агенте 007», который, кстати проваливается в каждом новом фильме франшизы. Никудышный агент, которого всё время раскрывают. Однако, именно эти фильмы положили начало целому направлению шпионских кинокартин по всему Миру.
Ну и куда же без прекрасной сцены обмена «жучками», когда Илья Курякин отдаёт агенту Соло найденные прослушивающие устройства ЦРУ, никудышные и нелепые, снабдив их своим комментарием: «Каменный век!» Отличная сцена, а историки наверняка вспомнят и про фантастический провал ЦРУ в Западном Берлине, когда они смогли незаметно вырыть подкоп для прослушки советского посольства, но попутно провели по подкопу отопление. Разумеется, с первым снегом они были раскрыты и по каналу пошла дезинформация, но американцы долго верили в собственную безгрешность и воспринимали полученные данные как истину в пером лице.
На видовых кадрах гостиницы «Гранд Плаза» можно заметить подтверждение того, что фасад снимали натурными съёмками в наши дни — это современная дорожная разметка и парковочные квадраты для двухколёсной техники. Конечно, это как могли маскировали, поставили газетные киоски, что-то прикрыли массовкой, но некоторые элементы всё же остались видны. Глаз особо не режет, а внимательного эксперта такое не сочетание только порадует.
После сороковой минуты игра с поиском пасхалок и исторических ляпов продолжается. Вечеринка в компании «Винчигуэра». На одном из стендов виден макет спутникового завода. В те годы СССР только-только запустил первый искусственный спутник Земли. А европейская космическая программа стартовала лишь в мае 1975 года — более чем через 20 лет. До сих пор поточным производством спутников никто не занимается, а тут — целый завод!
Ещё один ляп можно увидеть на гоночной трассе. Александр Винчигуэра гоняет на Honda RA300, модели, которая была представлена только в 1967 году. Более того, не крупных планах видно, что на двигателе установленные современные фитинги.
Но один из самых лютых ляпов в части автомобилей заметен в финале часа. Соло слушает в грузовике «Мерседес» радио, в то время как первый в Мире штатный автомобильный радиоприёмник был установлен в 1963 году в «Москвич-403», а грузовикам пришлось его ждать ещё несколько лет. То есть, стоять в грузовом «Мерсе», да ещё довоенном, радио никак не могло. Но режиссёрских ход требовал наличия радиолы.
Чтобы закончить тему автомобилей, заметим, что в фильме полно раритетных машин от пятидесятых до семидесятых годов выпуска. Понимая, что экранизируют комикс, реквизиторы не очень-то старались соблюсти историческую достоверность. В Риме Виктория водит кроваво-красный кабриолет Jaguar E Type 1963 года. И, конечно же, в сюжет интегрирован скутер Vespa – куда в Италии без него. Также в эпизоде мелькает прекрасная Lancia Fulvia.
Ещё одна пасхалка будет замечена только знатоками кино. Вилла Винчигуэра, на которой происходит встреча Габи, дяди Руди и Александра Винчигуэра ранее служила локейшеном для съёмок эротического фильма «Территория девственниц» в роли… женского монастыря! Уж не узнать, был этот выбор места для съёмок случайным, или осознанным, но получилось как получилось.
Вертолет, который мы видим в фильме — это легендарный 1960 Hiller UH-12E4, больше известный как Pussy Galore из «Голдфингера». И после этого момента начинается сюжетное буйство, совершенно оторванное от реальности. Сам Land-Rover Defender хоть и производился с 1947 года, V8 от «бьюика» получил только в конце семидесятых после появления Range-Rover. А побег из секретного убежища Александр осуществляет именно на таком автомобиле. Багги агента Соло совершенно нереально и в тот период времени не могло существовать даже в концепте. Единственным близким к исторической достоверности является мотоцикл Ильи Курякина, только почему-то не с двухтактным, а, судя по звуку, с четырёхтактным двигателем, которые на рубеже 50-60 годов прошлого века ставились только на немецкие BMW и на советские мотоциклы и имели опозитное горизонтальное расположение цилиндров, а не вертикальное.
Пренебрежение одними деталями компенсируется вниманием к другим. Так например на руке агента Курякина в финале фильма мы видим советский компас. Если бы ещё ему на пояс повесили финку НКВД, или хотя бы нож НР, было бы вовсе великолепно! И в финальной сцене на балконе отеля «Гранд Плаза» на заднем плане виден купол собора Святого Петра. Правда, ни с одного балкона отеля купол в таком виде не открывается.
Отличный у фильма и конец. В открытом финале агентам приказывают вылетать в Стамбул. Это лишь слегка завуалированная отсылка в следующее десятилетие после событий фильма. Тогда почему-то все сценаристы шпионских фильмов вдруг стали селить злодеев в Турцию, или куда-то рядом. Даже в фильмах про шпионов семидесятых герой обязательно выходил из мускул-кара и бил приёмом карате какого-нибудь злобного мужика в феске.
Продолжение истории о трёх агентах обещают выпустить в обозримом будущем. Очень сложно снять что-то настолько же эстетически выверенное по цветам, картинке, образам. Остаётся только ждать и надеяться, что следующий фильм будет ничуть не хуже предыдущего, засмотренного эстетами практически до дыр.
Искренне Ваш, Илья Рыжанушкин.