К сорока годам особый шарм появляется не только в мужчине, но, зачастую, и в автомобиле. Lada 4×4, или, как её привыкли называть, «Нива» – тот самый автомобиль. Коллектив под руководством Петра Прусова в своё время создал не просто автомобиль. Они открыли потребителю новый класс автомобилей, новый сегмент рынка, который сейчас имеет самую сильную динамику развития. «Нива», она же Lada 4×4 в 1977 году стала родоночальницей класса кроссоверов.
При этом свою историю модель ведёт не с 1977 года, когда автомобиль пошёл в серию, а с 1970 года. Молодой автозавод в Тольятти только набирал промышленные обороты, а первый его генеральный конструктор, Владимир Соловьёв, уже развивал идею будущей легенды — внедорожника «Нива»! И уже тогда было решено использовать узлы и элементы существующих моделей.
Первые агреатоносители, или «мулы», как их называют конструкторы, появились тогда же, в 1970 году. Они имели упрощённые кузова и не имели таких «мелочей» как обычные печки отопления салона. При этом секретность их производства была такова, что все «мулы» имели собственную эмблему — красно-белый крест. Интересующимся испытатели рассказывали, что эти автомобили — новые модели FIAT, или вовсе — самоделки.
Действительно, никто до тех времён не рисковал соединять несущий кузов, полный привод и внедорожное назначение автомобиля. Малогабаритные внедорожники были, но все они на тот момент были исключительно рамными. А «Нива», Lada 4×4 в современном прочтении, до сих пор может похвастаться одним важным конструктивным преимуществом — двигатель, коробка передач и раздаточная коробка представляли собой отдельные агрегаты и открывали возможность модернизации каждого узла в отдельности.
Этим активно пользовались импортёры. «Нива» комплектовалась немецкими, французскими, японскими, китайскими и даже индийскими двигателями. Дизеля, бензиновые, газовые и даже битопливные двигатели можно обнаружить под капотом «Нивы» в любой стране Мира.
Успех «Нивы», то есть, Lada 4×4 по новому именованию, смогла повторить только Toyota с моделью Rav-4, но для этого, как утверждают фанаты «Нивы», японцам пришлось купить и разобрать по винту «Ниву», для изучения конструкции. А сейчас даже Renault Duster, который сам по себе очень достойный автомобиль, не может поколебать продажи тольяттинского внедорожника.
Лёгкий трёхдверный кузов обладает приемлемой жёсткостью даже по сегодняшним меркам. Ещё бы, ведь он рассчитывался на просёлок и бездорожье! Но покупают «Ниву», то есть Lada 4×4, не столько из-за жёсткости. Основным достоинством надо признать всё-таки внешность. Команде дизайнеров удалось создать великолепный дизайн, который уже сорок лет не теряет актуальности.
Будет большой ошибкой для маркетологов «АвтоВАЗа» сменить этот кузов даже на подобный новодел. Мы заполучили современную Lada 4×4, кузов которой штампуется уже четвёртый десяток лет. Внимательно осмотрев кузов, мы не нашли ни одного серьёзного расхождения в зазорах. И при этом жёсткость кузова позволяет вывесить автомобиль диагонально и спокойно открыть все три двери.
Вопрос остался к запасному колесу, которое размещено под капотом, возле двигателя. Такое расположение нельзя назвать удачным, как и открытие капота против хода. Но, стоит также заметить, что даже при выходе из строя замка капота, его не бросит на лобовое стекло набегающим потоком. Кроме того, шоферам с советской поры известен способ увеличить эффективность охлаждения двигателя в особо жаркий период — открывается капот и под него кладётся металлическая банка, после чего капот поджимается проволокой или резинкой.
При проектировании «Нивы», задолго до того, как она стала называться Lada 4×4, активно применялись детали от других, уже производящихся моделей автозавода. Дверные ручки, часть остекления, бамперы, задние фонари модели «21-21», зеркала, двигатель, радиатор, редукторы, коробка передач, рулевая колонка, переключатели, комбинация приборов и даже сиденья перебрались в «Ниву» от классических «Жигулей». Это позволило радикально снизить себестоимость производства и розничную цену — тоже. Даже с учётом иных радиаторов и оптики, модель «21214» пожалуй, до сих пор является самым доступным по цене кроссовером.
Даже в «юбилейной» серии принцип оснащения «Нивы», то есть Lada 4×4, остался практически неизменен. Руль остался от «классики», сиденья взяты от модели «2113», которая раньше была моделью «2108», зеркалами и блоком управления стеклоподъёмников поделилась «Приора». Почему она же не поделилась с «Нивой» переключателями климатической установки — неясно. На «Ниве», которая теперь именуется пресно и безлико — Lada 4×4, стоят старые, мегаархаичные «ползунки» от пятой модели. И переключатели подрулевые уже давно не самые эргономичные, да колонка рулевая не регулируемая. При этом тюнинговые мастерские уже давно предлагают варианты решения и с рулевой колонкой, и с переключателями.
При этом старые, добрые, ведущие свою историю с семидесятых годов прошлого века клавиши, понравились безоговорочно. Да, они олдскульные, да, брутальные и этим беспрецедентно привлекательные! Вазовцам бы ещё блок стеклоподъёмников сделать такой же, с аналогичными по дизайну качающимися двухпозиционными клавишами. Будет стильно!
Ещё одно интересное решение скрыто внутри за левой центральной стойкой — рычаг отпирания багажника! Открыть багажник каким-либо иным способом нельзя. Я бы спрятал этот рычаг в бардачок, но до него, видимо, тросик не дотянули. Странно, почему тогда не оснастили подобным приспособлением лючок бензобака? Он открыт всем желающим. Вот где недочёт — так недочёт.
К эргономике салона мы особо не придирались. Как-никак, а сорок лет прошло! Но все ездившие высоко оценили удобство посадки. Высоко сидишь, далеко глядишь. При этом, на штатной резине автомобиль практически не имеет слепых зон.
Пока дивились новой кожаной обивке с тиснением, обратили внимание на интересную находку. Кассеты ремней безопасности заднего сиденья в свободном состоянии подстёгиваются на оригинальный пластмассовый держатель. И на виду, и не мешают. Такой штуки даже в Jeep нет!
С чем «Ниве», которую сейчас положено называть, Lada 4×4, не повезло, так это с подстаканниками. Они есть, но в те, что на центральном тоннеле, ничего путного не поставишь — мешает рычаг раздаточной коробки. Их бы расположить не поперёк тоннелю, а вдоль — получилось бы лучше. А на свободное место как раз ладно бы встали те самые качающиеся клавиши стеклоподъёмников, если таковые будут разработаны.
Удивительно, но на просёлке «Нива», а по-новому, Lada 4×4, может многое. Расставленные по углам кузова колёса делают автомобиль очень устойчивым. А сравнительно лёгкий кузов с минимальными свесами позволяет забираться на достаточно крутые подъёмы.
Очень удачным управление автомобиля получилось во многом благодаря развесовке. Оригинальные решения в компоновке трансмиссии позволили в короткобазной версии приблизиться к развесовке по осям 60 х 40 в процентном соотношении, против 70 х 30 в обычном легковом автомобиле. Напомним, что идеальной развесовкой считается распределение веса в соотношении 50 х 50 процентов.
Конструкторам и менеджерам «АвтоВАЗа» непременно стоит объединиться, и, чего бы там не требовал французский управляющий, убедить акционеров сохранить «Ниву» на конвейере. Она ещё не до конца реализовалась на местном рынке. Например, в странах Европы продавалось десять (!) видов кабриолетов и родстеров на базе «Нивы». Той самой, которая у нас теперь называется Lada 4×4. В России такие автомобили доставались только через реекспорт. Почему?
Да, «Ниве» уже очень не хватает двигателя. Низкая мощность существующего требует езды через препятствия «ходом». Но приспособить более современный двигатель в подкапотном пространстве «Нивы» могут и пара рукастых колхозников. Что уж говорить о заводских инженерах!
Да, на 140 км/ч подшипники и трансмиссия очень громко гудят, а на 175 км/ч этот вой становится практически нестерпимым, но и это можно устранить, подобрав иные, более современные подшипники и доработав под них конструкцию ступиц. Задние тормоза барабанные, да ещё и из странного сплава, напоминающего силумин. С таким же успехом эти барабаны можно было бы сделать из плавленных сырков. Но лихие «нивоводы» уже давно «прокачивают» свои автомобили установкой задних дисковых тормозов. Да и итальянские и иранские стальные тормозные барабаны в продаже есть постоянно — взял и заменил.
«Нива», пусть и с новодельным именем Lada 4×4, была и остаётся особым автомобилем с феноменальным очарованием и шармом. Я часто заезжаю в одно небольшое московское кафе. Однажды я припарковал возле него Bentley и никто не обратил на него внимание. Но, по пути в редакцию, я заехал туда на «Ниве» и, обслуживающая меня девушка-официантка, перед тем как поздороваться, произнесла: «Какая симпатичная машина!» Без иронии. Девушка. Москвичка.
Я заехал в гости к знакомому, и он, имея японский и немецкий кроссоверы, вдруг произнёс: «Надо себе тоже купить «Ниву». Я видел «Ниву» в каждой стране, в которую приезжал. Этот автомобиль встречается на планете чаще, чем автомат «АК-47»!
Мне «Нива» представилась прекрасным повседневным автомобилем для жителя Московской области, да и любых других областей. На просёлке она не пасует и на асфальте едет вполне адекватно. При этом у неё низкая стоимость владения, налог меньше тысячи рублей в год и полностью механическая, настоящая трансмиссия, а не муфты. И поэтому там, где будут пасовать «торсены» и «халдексы» запросто проберётся обыкновенная «Нива», пусть даже и с шильдиком Lada 4×4!
Искренне Ваш, Илья Рыжанушкин.
Фото Полины Азорновой.
Обработка Максима Андриянова.
Хроникальные фото взяты из открытых источников.