Skip to content

Когда-то её звали «Нива». Тест Lada 4×4.

К сорока годам особый шарм появляется не только в мужчине, но, зачастую, и в автомобиле. Lada 4×4, или, как её привыкли называть, «Нива» – тот самый автомобиль. Коллектив под руководством Петра Прусова в своё время создал не просто автомобиль. Они открыли потребителю новый класс автомобилей, новый сегмент рынка, который сейчас имеет самую сильную динамику развития. «Нива», она же Lada 4×4 в 1977 году стала родоночальницей класса кроссоверов.

DSC_0024

При этом свою историю модель ведёт не с 1977 года, когда автомобиль пошёл в серию, а с 1970 года. Молодой автозавод в Тольятти только набирал промышленные обороты, а первый его генеральный конструктор, Владимир Соловьёв, уже развивал идею будущей легенды — внедорожника «Нива»! И уже тогда было решено использовать узлы и элементы существующих моделей.

мул1

Первые агреатоносители, или «мулы», как их называют конструкторы, появились тогда же, в 1970 году. Они имели упрощённые кузова и не имели таких «мелочей» как обычные печки отопления салона. При этом секретность их производства была такова, что все «мулы» имели собственную эмблему — красно-белый крест. Интересующимся испытатели рассказывали, что эти автомобили — новые модели FIAT, или вовсе — самоделки.

мул2

Действительно, никто до тех времён не рисковал соединять несущий кузов, полный привод и внедорожное назначение автомобиля. Малогабаритные внедорожники были, но все они на тот момент были исключительно рамными. А «Нива», Lada 4×4 в современном прочтении, до сих пор может похвастаться одним важным конструктивным преимуществом — двигатель, коробка передач и раздаточная коробка представляли собой отдельные агрегаты и открывали возможность модернизации каждого узла в отдельности.

мул3

Этим активно пользовались импортёры. «Нива» комплектовалась немецкими, французскими, японскими, китайскими и даже индийскими двигателями. Дизеля, бензиновые, газовые и даже битопливные двигатели можно обнаружить под капотом «Нивы» в любой стране Мира.

DSC_0001

Успех «Нивы», то есть, Lada 4×4 по новому именованию, смогла повторить только Toyota с моделью Rav-4, но для этого, как утверждают фанаты «Нивы», японцам пришлось купить и разобрать по винту «Ниву», для изучения конструкции. А сейчас даже Renault Duster, который сам по себе очень достойный автомобиль, не может поколебать продажи тольяттинского внедорожника.

DSC_0012

Лёгкий трёхдверный кузов обладает приемлемой жёсткостью даже по сегодняшним меркам. Ещё бы, ведь он рассчитывался на просёлок и бездорожье! Но покупают «Ниву», то есть Lada 4×4, не столько из-за жёсткости. Основным достоинством надо признать всё-таки внешность. Команде дизайнеров удалось создать великолепный дизайн, который уже сорок лет не теряет актуальности.

DSC_0147

Будет большой ошибкой для маркетологов «АвтоВАЗа» сменить этот кузов даже на подобный новодел. Мы заполучили современную Lada 4×4, кузов которой штампуется уже четвёртый десяток лет. Внимательно осмотрев кузов, мы не нашли ни одного серьёзного расхождения в зазорах. И при этом жёсткость кузова позволяет вывесить автомобиль диагонально и спокойно открыть все три двери.

DSC_0037

Вопрос остался к запасному колесу, которое размещено под капотом, возле двигателя. Такое расположение нельзя назвать удачным, как и открытие капота против хода. Но, стоит также заметить, что даже при выходе из строя замка капота, его не бросит на лобовое стекло набегающим потоком. Кроме того, шоферам с советской поры известен способ увеличить эффективность охлаждения двигателя в особо жаркий период — открывается капот и под него кладётся металлическая банка, после чего капот поджимается проволокой или резинкой.

DSC_0158

При проектировании «Нивы», задолго до того, как она стала называться Lada 4×4, активно применялись детали от других, уже производящихся моделей автозавода. Дверные ручки, часть остекления, бамперы, задние фонари модели «21-21», зеркала, двигатель, радиатор, редукторы, коробка передач, рулевая колонка, переключатели, комбинация приборов и даже сиденья перебрались в «Ниву» от классических «Жигулей». Это позволило радикально снизить себестоимость производства и розничную цену — тоже. Даже с учётом иных радиаторов и оптики, модель «21214» пожалуй, до сих пор является самым доступным по цене кроссовером.

DSC_0211

Даже в «юбилейной» серии принцип оснащения «Нивы», то есть Lada 4×4, остался практически неизменен. Руль остался от «классики», сиденья взяты от модели «2113», которая раньше была моделью «2108», зеркалами и блоком управления стеклоподъёмников поделилась «Приора». Почему она же не поделилась с «Нивой» переключателями климатической установки — неясно. На «Ниве», которая теперь именуется пресно и безлико — Lada 4×4, стоят старые, мегаархаичные «ползунки» от пятой модели. И переключатели подрулевые уже давно не самые эргономичные, да колонка рулевая не регулируемая. При этом тюнинговые мастерские уже давно предлагают варианты решения и с рулевой колонкой, и с переключателями.

DSC_0223

При этом старые, добрые, ведущие свою историю с семидесятых годов прошлого века клавиши, понравились безоговорочно. Да, они олдскульные, да, брутальные и этим беспрецедентно привлекательные! Вазовцам бы ещё блок стеклоподъёмников сделать такой же, с аналогичными по дизайну качающимися двухпозиционными клавишами. Будет стильно!

DSC_0215

Ещё одно интересное решение скрыто внутри за левой центральной стойкой — рычаг отпирания багажника! Открыть багажник каким-либо иным способом нельзя. Я бы спрятал этот рычаг в бардачок, но до него, видимо, тросик не дотянули. Странно, почему тогда не оснастили подобным приспособлением лючок бензобака? Он открыт всем желающим. Вот где недочёт — так недочёт.

DSC_0205

К эргономике салона мы особо не придирались. Как-никак, а сорок лет прошло! Но все ездившие высоко оценили удобство посадки. Высоко сидишь, далеко глядишь. При этом, на штатной резине автомобиль практически не имеет слепых зон.

DSC_0207

Пока дивились новой кожаной обивке с тиснением, обратили внимание на интересную находку. Кассеты ремней безопасности заднего сиденья в свободном состоянии подстёгиваются на оригинальный пластмассовый держатель. И на виду, и не мешают. Такой штуки даже в Jeep нет!

DSC_0184

С чем «Ниве», которую сейчас положено называть, Lada 4×4, не повезло, так это с подстаканниками. Они есть, но в те, что на центральном тоннеле, ничего путного не поставишь — мешает рычаг раздаточной коробки. Их бы расположить не поперёк тоннелю, а вдоль — получилось бы лучше. А на свободное место как раз ладно бы встали те самые качающиеся клавиши стеклоподъёмников, если таковые будут разработаны.

DSC_0218

Удивительно, но на просёлке «Нива», а по-новому, Lada 4×4, может многое. Расставленные по углам кузова колёса делают автомобиль очень устойчивым. А сравнительно лёгкий кузов с минимальными свесами позволяет забираться на достаточно крутые подъёмы.

Очень удачным управление автомобиля получилось во многом благодаря развесовке. Оригинальные решения в компоновке трансмиссии позволили в короткобазной версии приблизиться к развесовке по осям 60 х 40 в процентном соотношении, против 70 х 30 в обычном легковом автомобиле. Напомним, что идеальной развесовкой считается распределение веса в соотношении 50 х 50 процентов.

DSC_0056

Конструкторам и менеджерам «АвтоВАЗа» непременно стоит объединиться, и, чего бы там не требовал французский управляющий, убедить акционеров сохранить «Ниву» на конвейере. Она ещё не до конца реализовалась на местном рынке. Например, в странах Европы продавалось десять (!) видов кабриолетов и родстеров на базе «Нивы». Той самой, которая у нас теперь называется Lada 4×4. В России такие автомобили доставались только через реекспорт. Почему?

DSC_0194

Да, «Ниве» уже очень не хватает двигателя. Низкая мощность существующего требует езды через препятствия «ходом». Но приспособить более современный двигатель в подкапотном пространстве «Нивы» могут и пара рукастых колхозников. Что уж говорить о заводских инженерах!

DSC_0060

Да, на 140 км/ч подшипники и трансмиссия очень громко гудят, а на 175 км/ч этот вой становится практически нестерпимым, но и это можно устранить, подобрав иные, более современные подшипники и доработав под них конструкцию ступиц. Задние тормоза барабанные, да ещё и из странного сплава, напоминающего силумин. С таким же успехом эти барабаны можно было бы сделать из плавленных сырков. Но лихие «нивоводы» уже давно «прокачивают» свои автомобили установкой задних дисковых тормозов. Да и итальянские и иранские стальные тормозные барабаны в продаже есть постоянно — взял и заменил.

DSC_0122

«Нива», пусть и с новодельным именем Lada 4×4, была и остаётся особым автомобилем с феноменальным очарованием и шармом. Я часто заезжаю в одно небольшое московское кафе. Однажды я припарковал возле него Bentley и никто не обратил на него внимание. Но, по пути в редакцию, я заехал туда на «Ниве» и, обслуживающая меня девушка-официантка, перед тем как поздороваться, произнесла: «Какая симпатичная машина!» Без иронии. Девушка. Москвичка.

DSC_0133

Я заехал в гости к знакомому, и он, имея японский и немецкий кроссоверы, вдруг произнёс: «Надо себе тоже купить «Ниву». Я видел «Ниву» в каждой стране, в которую приезжал. Этот автомобиль встречается на планете чаще, чем автомат «АК-47»!

DSC_0138

Мне «Нива» представилась прекрасным повседневным автомобилем для жителя Московской области, да и любых других областей. На просёлке она не пасует и на асфальте едет вполне адекватно. При этом у неё низкая стоимость владения, налог меньше тысячи рублей в год и полностью механическая, настоящая трансмиссия, а не муфты. И поэтому там, где будут пасовать «торсены» и «халдексы» запросто проберётся обыкновенная «Нива», пусть даже и с шильдиком Lada 4×4!

Искренне Ваш, Илья Рыжанушкин.

Фото Полины Азорновой.

Обработка Максима Андриянова.

Хроникальные фото взяты из открытых источников.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники