Испытав симуляторы Motorsport Simulator, мы были уверены, что ничего нового вокруг них уже не придумать, пока однажды не получили сообщение от Любы Андреевой с приглашением посмотреть симуляторы R-Seat. В наше распоряжение грозились предоставить не один симулятор, а целых три! Само собой, мы долго не раздумывали.
Симуляторы R-Seat родом из Болгарии и производятся в трёх вариантах: с неподвижной платформой, с подвижной платформой канадского производства, и с «формульной» посадкой. У последнего, кроме всего прочего, регулируемый педальный узел с электроприводом.
Рассматривая фотографии базы автогонщика и каскадёра Кена Блока, мы заметили, что симулятор, очень похожий на R-Seat установлен и на его базе. На всех публичных фото он красуется на балконе над шоу-румом.
Болгаро-канадский симулятор больше напоминает именно симулятор, а не аттракцион. В сборке и производстве он более технологичен. Конструкция больше похожа на модульную. Станина с креслом и кронштейнами его крепления представляют один модуль, подвижная платформа — другой, рама для мониторов — третий, и — так далее.
Плюсы такой системы в том, что можно сначала приобрести какую-то простую комплектацию с неподвижной станиной и одним монитором, а позже апгрейдить её, добавляя подвижную платформу, три больших монитора, подвижную рамку для них, меняя сабвуферы — вариантов может быть множество.
Знакомство мы начали с самой простой комплектации. Станина с креслом, компьютер, монитор, в роли которого выступил ЖК-телевизор, колонки «Логитех» и руль с педалями Thrustmaster — своего рода стартовый вариант для тех, кто только пытается оценить пользу симулятора в подготовке пилота.
Поначалу я стал яростно лажать, промахиваясь с точками торможения и траекториями. Остро не хватало информации, которая в обычном режиме приходит к пилоту буквально через задницу, от гоночного кресла, намертво прикрученного к кузову автомобиля.
Но, спустя несколько кругов, руководствуясь подсказками Любы Андреевой, я стал попадать в траекторию и даже перестал ошибаться с торможением и переключениями передач. Время стало постепенно сокращаться. Спустя ещё пять кругов мне уже казались вполне достаточными сведения только от руля, который вполне аутентично «зудел» и вибрировал при попадании на поребрики.
Всю полноту ощущений от прохождения трассы такой симулятор не даст, но зато он вполне сносно справится с функцией ассистента при заучивании трасс. По-хорошему, если ехать чемпионат из нескольких этапов, то тренировки на запоминание надо проводить перед каждым этапом.
Следующий симулятор уже посерьёзнее. Станина с креслом на нём установлена на подвижную платформу, которая опирается на пол тремя гидроцилиндрами. Они получают команды от контроллера и качают платформу в определённых алгоритмах, усиливая ощущения пилота от прохождения трассы.
Мониторов три. Правда, в их роли — три ЖК-телевизора, закреплённые на держателе из металлической трубы. Обзор намного лучше, можно лучше работать с траекторией, благодаря тому, что увеличился угол обзора. Ну а сабвуфер мы оценили как приятный бонус.
По первым ощущениям «ехать» и лучше и удобнее. Информация о положении автомобиля и об условном «держаке» дорожного покрытия поступает пилоту в «правильное» место и оттуда, пройдя всю необходимую обработку, рапортует вестибулярному аппарату как дальше действовать, а главное — зачем.
Первая польза такой комплектации симулятора появилась практически сразу — при наезде на поребрик я снова стал группироваться, ожидая «сеанс обратной связи» от покрытия трассы. При этом вибрация синхронно передаётся как на сиденье, так и на руль. Ощущения разбалансированности нет, как и запаздываний срабатывания. В хороших виражах руль норовит выскочить из рук с проворностью разъярённой кошки, поэтому расслабиться симулятор не даёт. Но, если протестированный нами ранее чешский симулятор выжимал из обучаемого все возможные соки уже в первые полчаса тренировки, то этот, болгаро-канадский, работает в более щадящем режиме, оставляя время и возможность на анализ.
Кроме заучивания траектории такой симулятор уже может работать и для выработки правильной рефлекторики, определения оптимальных точек торможения, но лишь с оговоркой, что все полученные на нём навыки должны в обязательном порядке после быть уточнены на настоящем треке и на том автомобиле, тренировка на котором симулировалась с помощью электроники.
Третий симулятор аналогов в России просто не имеет. Формульная посадка, подвижная платформа и шлем виртуальной реальности — вот его особенности. В отличие от предыдущего симулятора, платформа опирается не на три, а на четыре гидроцилиндра, отчего информативность работы симулятора лучше.
Одна посадка с ногами на уровне подбородка уже требует отдельных тренировок, не говоря уже о процессе пилотажа в таком положении. И, как бы «на десерт», мне предложили поездку с виртуальными соперниками в какой-то младшей формуле, опознать которую мы не смогли даже коллективным разумом пяти приобщённых к автоспорту голов.
Незнакомая трасса, незнакомая программа и очки виртуальной реальности, которые я надел в первый раз — не самая лучшая стартовая позиция. Тем не менее, благодаря хорошей обратной связи от руля и сиденья, уже после двух поворотов с хвоста я успел пробиться в середину пелетона, после чего некоторое время даже лидировал.
В этом симуляторе удобно то, что тренер может видеть работу пилота в отдельном мониторе и оперативней его корректировать. Очки виртуальной реальности работают вполне себе приемлемо. Я специально повертел головой на 180 градусов и ни разу не заметил провалившиеся текстуры или какое-либо запаздывание, как бы резво не переносил взгляд.
Конструкция «болгарских канадцев» намного проще чешского аналога, что не просто удешевляет конструкцию, но и упрощает её, делая более надёжной и ремонтопригодной. Главный плюс именно этих изделий в их апгрейдности. Можно для начала приобрести простую станину с креслом, а уж потом наращивать конструкцию, добавляя платформу с гидроцилиндрами, меняя руль с педалями от простых до более продвинутых, устанавливая профессиональные мониторы вместо обычных телевизоров.
Способность изделия эволюционировать по мере накопления бюджета — очень полезное по нашим меркам качество. Например, мне не очень понравилась информативность работы коробки передач и я бы с удовольствием заменил этот гаджет на более продвинутый.
При этом, R-Seat позиционируются не как аттракцион, а как индивидуальный тренажёр, каким, собственно, и является. Его обычно положено покупать для личных или командных тренировок. Стоимость, сопоставимая со стоимостью гоночного автомобиля кольцевого класса «национальный», а то и двух также делает его покупку ради балаганных развлечений нерентабельной. А вот в гоночной команде он будет как нельзя кстати. Только в сентябре такие симуляторы заказали две российские гоночные команды. Нам известно, что как минимум один симулятор намерены заказать парни из «Патриот Моторспорт» в Черноголовке для собственного тренировочного центра, который только строится.
Искренне Ваш, Илья Рыжанушкин.
Фото Максима Андриянова.