Более одиннадцати лет я не садился за руль нового отечественного автомобиля с ладьёй на решётке радиатора. Поэтому, когда появилась возможность проверить на дорогах спортивную версию «Лады — Гранта», я долго не раздумывал.
После советского периода это первая попытка завода создать официальную линейку спортивных модификаций. Тем интереснее было заполучить этот автомобиль для теста. Как выяснилось позже, я первый забирал автомобиль из пресс-парка, поэтому в процессе передачи не участвовал только военный оркестр.
Мы уже давно не смеёмся над владельцами автомобилей «Лада» – для этого у нас есть владельцы автомобилей Lifan. Тем интереснее было оказаться за рулём «Гранты-Спорт». Но, перед тем, как забираться за руль, надо осмотреть автомобиль снаружи.
При сочетании слов «Гранта» и «Спорт» в воображении ясно и чётко предстаёт автомобиль, похожий обликом на кольцевые «Гранты» одноимённого монокубка. Однако в товарной «Гранте-Спорт» ничего подобного нет. Колея не расширена, высота переднего спойлера довольно большая, а задний спойлер настолько скромен, что на первый взгляд не заметен. Зато заметны колёса R-16, обутые в низкопрофильные и широкие шины. Если коротко, спортивность модели обозначена, но не выражена. Но для первого раза после очень долгого перерыва даже это — весьма похвально.
Большие колёса, литые диски, аэродинамичные бампера и псевдосплиттер сзади сделали вид компактного автомобиля более органичным и стремительным. Отчасти поэтому на стоянках то и дело около «Гранты-Спорт» останавливалось по нескольку зевак, пытающихся осознать, что перед ними — действительно собранная в России «Лада». Этот эффект пока тоже запишем в актив автомобилю, как и неизбежно доступные налоги, а также — доступные запчасти, которые при необходимости можно купить в любом российском магазине.
Пора устроиться за рулём. И тут начинает «скрипеть мозг» у меня. Как при таком эфектном оформлении, подчёркивающим спортивность модели, накладки на педали оставили «овощные»? Алюминиевые накладки стоят копейки, а спортивный облик дополняют вполне актуально.
Ещё один промах конструкторов спортивной модификации — толстые сиденья. И подушки и спинки передних кресел толстые, как ляжки сумоиста, поэтому сесть по-спортивному, поглубже, чтобы лучше чувствовать автомобиль, не получится. Спортивной модификации нужны более тонкие сиденья, с возможностью сесть как можно ниже.
Хотя боковая поддержка кресел выше всяких похвал, толстые подушки крадут часть драйва. Вкупе с ограниченными диапазонами регулировки рулевой колонки, у водителя появляется выбор, настраивать посадку «по рулю» или «по педалям». Сесть так, чтобы было удобно и рулить и педалировать в полном объёме, тоже нельзя. Такое «богатство выбора» обычно свойственно итальянским автомобилям, но лучше добавить в регулировку длины вылета рулевой колонки сантиметров пять. Это позволит очень близко подойти к идеальным параметрам.
Панель приборов, да и вся передняя панель сделана из «жёсткого» пластика, который отдельными деталями отражается в лобовом стекле. Заметно это лишь в пробках и на стоянке. В пути на это не обращаешь внимания, ибо увлечён пилотажем. Но, если у «Гранты-Спорт» будет второе поколение, лучше флокировать переднюю панель, или обшить её алькантрой. Судя по розничной цене автомобиля в 600-800 тысяч рублей, запас маржи для этого должен быть. И, если это действительно так, «Гранта-Спорт» сильно выделится на фоне более дорогих конкурентов.
С двигателя, объёмом 1600 «кубков» сняли около 120 л.с. В документах этот показатель ниже, на стендах, я уверен, значение подойдёт именно к 120 «лошадям». Показатель, конечно, сильно относительный. Ближайший «одноклассник» от «Рено» выдаёт 198 л.с. с двух литров. Но для новичка в клубе «заряженных» автомобилей 120 сил вполне достаточно. Тем более, что настроенный рык мотора и острая управляемость в «Гранте-Спорт» вполне «взрослые».
Самым главным сюрпризом в управляемости автомобилем для меня оказалось то, что подвеска у «Гранты-Спорт» действительно работает. То есть, работают амортизаторы, пружины и стабилизаторы ровно так, как подобает спортивной модификации. Нет ощущения, что едешь на вваренных в подвеску ломах и с ломом вместо стабилизатора.
Управление острое, но при этом дружелюбное как накаченный энергетиками пит-буль. Передний спойлер имеет не самую удачную конфигурацию и на 150 км/ч он определённо недогружает переднюю часть автомобиля, отчего работать рулём на таких скоростях нужно осторожно, как пользоваться мылом в мужской бане. Обгоны приходится просчитывать по шагам ещё до начала манёрвов.
Добавляет перцу псевдобуржуазный снобизм наших соотечественников на дорогах. За время теста добровольно мне уступал дорогу и прикрывал по движению в потоке только один водитель на … Mercedes! Жгучий брюнет понять не мог, как «Лада» так спокойно держится на хвосте немца с его 2.2-литровым двигателем. Остальные же водители не очень-то вежливо, а порой даже брезгливо относились к «Гранте» в потоке. Возле Черноголовки не самый адекватный водитель “Хундая-Туссан» даже решил было впечатать меня в отбойник самым хамским образом. Не ввязываясь в дорожные бодания с неадекватом, я проехал его как стоячего, едва появилась такая возможность, попутно убедившись, что адекватный человек в «Хундае» – большая редкость.
В этом, пожалуй, скрыта главная особенность заряженной «Лады». Выезжая на дорогу, ты попадаешь на войну, где все воюют против тебя! Поэтому расслабиться в дороге не получится — всегда надо быть в тонусе и начеку! После суток борьбы с дачниками на загородных шоссе понимаешь, что сближенное положение педалей, позволяющей дотормаживать правой ногой и система подключения телефона — не самые лишние опции.
Совершенно нет нареканий к дисковым тормозам на всех четырёх колёсах. Они позволяют комфортно осаживаться с высоких скоростей и выполнять дотормаживания, когда необходимо дозаправить автомобиль в поворот, не перекручивая руль. Лёгкие траекторные рысканья на 180-185 км/ч готов списать на не самую хорошую резину Pirelli, или не самое лучшее дорожное покрытие.
Я склонен считать «Грану-Спорт» быстрым автомобилем. Но не по максималке в 200 км/ч — я водил автомобили и побыстрее, а по цене. Среди условно «горячих» малолитражек она — самая доступная и потому, со всеми кредитами и лизингами может стать быстрее собственной, своей. Для автозавода сейчас «Гранта-Спорт» – это некий пробный шаг в сегмент, в котором по-хорошему он никогда и не присутствовал. Но само появление спортивной модификации и специального подразделения, эти модификации разрабатывающего, говорит о том, что завод начал «чувствовать рынок» и пытается присутствовать во всех нишах.
Отдельно упомянем почему автомобиль получился быстрым и динамичным при не самой внушительной мощности. Он лёгкий. В борьбе с лишним весом была применена «стратегия грамма». «Гранта-Спорт» не имеет некоторых панелей шумоизоляции, внутренней обивки багажника, и даже пол багажного отсека выполнен из тонких и гибких полимерных лент. Инженеры работали не с валовой мощностью, а с соотношением лошадиных сил на килограмм веса. Этот подход оказался удачным.
В целом автомобиль получился противоречивым. В щели накладок порогов запросто можно просунуть ключ, но зато автомобиль научили ездить на больших и широких колёсах. В нём есть кондиционер и катализатор и не очень-то важно, что нет алюминиевых накладок на педали. Нет шумоизоляции, так для спортивной модификации это — только плюс! Можно утвердительно заявить, что «Гранта-Спорт», как это не парадоксально, понравилась, но заводу просто необходимо эту идею дальше развивать. Пусть будет больше вариантов для модели. Пускай будет пара обвесов — шоссейный и раллийный, шире колея и более агрессивный спойлер. Нам очень нужны более тонкие передние кресла и больше «лошадей»! Ведь подобные автомобили мужчины покупают не для себя, а для ребёнка, для маленького ребёнка, примерно пяти лет, который живёт где-то глубоко в душе даже самого брутального драйвера. Так почему бы его не порадовать?
Искренне Ваш, Илья Рыжанушкин.
Фото Полины Азорновой.