Skip to content

Как сэкономить три жизни за два часа

Выплюнув из-под колёс добрый мешок финской земли, боевая «Лянча» группы «Б» взлетела на пригорок, и, повинуясь решительному движению моей правой ноги, взмыла в воздух. Штурман замолчал. Похоже, он даже дышать перестал. «Откуда здесь такая большая берёза прямо на траектории моего полёта?» – Мигом пронеслось в голове. Это была последняя моя мысль перед сходом.

2S7A1152

Есть вещи и явления, которые сложно симулировать: интеллект, доблесть, оргазм, полёт на самолёте и пилотаж гоночного автомобиля. В случае с гоночным автомобилем ситуация усложняется ещё и тем, что каждый мужчина, едва научился надевать штаны ширинкой вперёд, уверен, что он – отличный стрелок, великолепный любовник и прямо таки непревзойдённый водитель. Лишь немногие осознают ошибочность своих убеждений и приходят учиться. Большинство предпочитает сыграть в русскую рулетку со скоростью.

2S7A0831

Те, автогонщики, кто хоть раз на тренировках уезжал в стену автодрома или промахивался мимо поворота и закапывал автомобиль в гравийной ловушке, вопросов, зачем нужен автоспортивный симулятор не задают. На моих глазах во время тестирования кандидат в курсанты-автогонщики на симуляторе «уехал» в стену пять раз на одном круге. Проводи мы такие сборы с настоящим автомобилем, мы бы уже оплатили «Сочи-Автодрому» ремонт гарделей, составляли смету на ремонт гоночного R8, почти нового, и дежурили бы в больнице, ожидая, что скажут врачи, покупать нечётное количество апельсинов или чётное количество гвоздик.

2S7A0841

Новый симулятор, который нам удалось попробовать в деле, сдоздан в Чехии. Устроен он на первый взгляд просто и типично для подобных симуляторов: системный блок сверхскоростного компьютера, три больших плазменных монитора, кресло, педали и руль. При этом руль далеко не пластиковый, а самый настоящий, обшитый замшей. Педальный узел – это настощие педали, сделанные на станке, фактически – настоящий гоночный педальный узел турингового автомобиля, только с небольшой адаптацией. Кокпит пилота смонтирован на подвижной ферме, которая перемещается с помощью гидравлических цилиндров, а перемещением управляет контроллер с исполнительными механизмами.

2S7A0865

Контроллер и блок исполнительных механизмов – самое важное в симуляторе. Именно их корректную работу ощущает на себе обучаемый или тренирующийся. А чтобы работа механизмов была действительно корректной, над настройкой симуляторов работают Люба Андреева, многократная победительница этапов «Формулы Мастерс» и Константин Краснов, который может настроить любую формулу под пилота как скрипку Страдивари для самого Страдивари.

2S7A0885

Начали мы с трассы знакомой, но до конца не покорённой – «Сочи Автодром». Люба, как знающая трассу назубок, встаёт рядом, справа, даёт рекомендации по выбору передач и траекторий. Поехали! В первом повороте после стартовой прямой вылетаю в ловушку. «Недостаточно сильное торможение» – качает головой Люба. На скоростной дуге ухожу через поребрик. «Перезаправь машину и сильнее работай левой ногой» – снова поправляет она. Пробую ещё раз. Всё вроде начинает получаться, пока не упираюсь в затычный «тёщин язык». Где-то ошибся – лечу в отбойник. Удар, кокпит содрогается так, что инстинктивно группируешься. Пробую снова, даю машине закатиться в поворот «шёпотом», подгазовывая, но не открывая газ в полную силу. На первом круге я умудрился вылететь даже в простом повороте около «Русских Сезонов». После второго и третьего круга я был уверен, что королева Англии Елизавета проедет круг в Сочи быстрее меня.

2S7A1029

Вспомнив все навыки, которыми когда-то владел, я достал из сумки перчатки. Рулить приходится много и подтирается не только замша на руле, но и кожа на кистях рук. В перчатках поехалось лучше и удобнее. Но время в две минуты и сорок секунд на круге кажется ещё очень большим. Люба отправляет меня на следующий заезд, а чтобы её мне было лучше слышно, приглушает электронный шум двигателя из колонок. Слева у симулятора есть дублирующий, «тренерский» пульт, показывающий скорость, обороты и включенную передачу. Не хватает только мухобойки, чтобы шлёпать учеников по рукам, когда те неправильно держат руль.

2S7A1033

Теперь Люба сокращает наставления до коротких команд. «Перезаправь! Закати! Разгоняй!» – я стал меньше отвлекаться и больше концентрироваться. На втором круге нового заезда даже смог пройти затычный S-образный поворот, который несколько раз в предыдущем заезде заканчивался для меня ударом в отбойник. После «Русских Сезонов» главное – не перегазовать, чтобы точно войти в поворот. Переключившись с третьей на вторую, заправляю машину в поворот и снова разгоняюсь, краем глаза поглядывая на таймер. Сначала удалось проехать за две с половиной минуты, а позже, войдя в раж, я срезал со своего времени ещё 10 секунд.

2S7A1076

Спина мокрая от пота, лицо довольное. Получилось. Но Костя предлагает мне попробовать ещё и ралли. Вот тут и произошёл случай, описанный в первом абзаце. В полную силу симулятор раскрывается именно в ралли или ралли-кроссе. Перемещения практически трёхмерны и в самые первые минуты такой тренировки возникает ощущение, что с автомобилем ты действительно борешься, а также с физикой и гравитацией.

2S7A0853

Весь обратный путь мы пытались найти однозначный ответ, чего в симуляторе больше, спорта или аттракциона. Обсуждение длилось час, и мнения разошлись. Использование в качестве программ симулятора популярных игр подмывает поставить знак равенства между симулятором и большой игровой приставкой. Будь в электронике больше трасс и моделей автомобилей, сравнение с приставкой в голову бы не приходило. Но даже в таком варианте механика моделирования усилий на руле и педалях вполне аутентична и позволяет наработать необходимую рефлекторику в работе с тормозами и переключением передач. Да и просто для заучивания траектории я бы симулятор рекомендовал.

2S7A1025

Аналогичные симуляторы стоят во многих гоночных командах. Один недавно купил в свою команду раллист Евгений Новиков. На этих симуляторах тренируется Виталий Пушкарь – первый гонщик из Восточной Европы, выигравший Чемпионат Европы по ралли. Там, где нельзя сразу придти к единому мнению, опираясь только на субъективное восприятие, обычно помогает математика. И она такова: чтобы провести тренировку на запоминание трассы в Сочи, мне бы пришлось потратить не менее десяти тысяч на самолёт в обе стороны и гостиницу. Там уже пришлось бы брать в аренду гоночный автомобиль и оплачивать каждую сессию в трек-день. За эти деньги я мог бы тренироваться на симуляторе более двенадцати часов, за которые сделал бы почти полтысячи кругов по трассе. Кроме того, удар в отбойник на трассе и на симуляторе имеют совершенно разные последствия.

2S7A0830

Конечно, тренировку на живом автомобиле симулятор полностью не заменит, но как средство наработки необходимых базовых навыков, для запоминания конфигураций трасс и для поддержания формы в межсезонье он вполне подойдёт. Наиболее полезен он будет в сочетании с тренировкой на автомобиле. Для того же запоминания трасс может быть оптимальным вариантом накатать пару сотен кругов на симуляторе, а потом, когда вылеты в стены сойдут на нет, ехать на автодром и проводить высадку в руль уже не виртуального гоночного автомобиля.

2S7A0856

Практическая польза для профессиональных спортсменов будет в разы выше, если будут доступны больше трасс, как например Смоленск и Казань, а также Нижний Новгород. И больше техники – VFTS, Subaru BRZ, автомобили классов «Туринг» и «Супер 1600», а также «Легенда» и двухлитровый «Миджет».

2S7A1116

Собственно, симулятор, если сделает шаг в сторону профессионального спорта, имеет все права быть и даже удерживать ценник на нынешнем уровне – 850 рублей за сессию. Есть же авиационные симуляторы и никто из пилотов, на них обучающихся не сравнивает их с компьютерными игрушками.

Искренне Ваш, Илья Рыжанушкин.

Фото Максима Андриянова.

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники