Родившаяся в непростое время, винтовка СВТ-40 наводила ужас на фашистов своей дальнобойностью и смертоносностью из-за мощного патрона. Она не любила неопытность и верой да правдой служила только в руках профессионала. Неспроста ими охотно пользовались снайперы, пограничники, разведчики и диверсанты, а также морская пехота и десантники. Те войска, в которых от одного точного выстрела могла зависеть не только одна жизнь, но и успех боя.
Среди всего многообразия стрелкового вооружения, которое использовалось советскими войсками во Второй Мировой войне, ни один образец оружия не получил столь противоречивых оценок, как автоматическая винтовка СВТ-40. Считается, что эта винтовка была неудачной, поэтому ее и прекратили выпускать. Но это, мягко говоря, не совсем так.
Выпуск СВТ-40 пришелся на военное время, когда качество продукции отступает на второй план, а главным становится количество. Возможно, если бы не война, то это оружие можно было доработать и устранить его недостатки. К тому же, далеко не все, кому довелось использовать это оружие, отзываются о нем негативно. В окопах находилось много стрелков, которые с радостью предпочитали СВТ-40 даже легендарному ППШ!
Считается, что причиной проблем автоматических самозарядных винтовок является излишне мощный винтовочный патрон, который приводит к излишнему весу оружия и увеличению его габаритов. Полностью эти проблемы будут решены только с окончанием Второй Мировой, после начала использования в войсках промежуточного патрона.
Но при этом следует отметить, что самозарядная винтовка Токарева была желанным трофеем для наших противников: немцев и финнов, а они неплохо разбирались в стрелковом оружии. Только две страны в мире вошли в войну, имея на вооружении серийную самозарядную винтовку, это были США и СССР. У американцев это был M1 Garand, а у Советского Союза — винтовка Токарева, СВТ. При этом в СССР серийную автоматическую винтовку сделали раньше, чем в Америке. И, как позже выяснилось, по многим показателям СВТ превзошла хвалёную американку М1.
Идея превратить обычное оружие в автоматическое витала в воздухе еще с момента создания унитарного патрона, но особенно активизировались работы в этом направлении в конце XIX века. В те времена дальше экспериментальных образцов дело не шло. Войска довольствовались обычными винтовками и пулемётами. Подобные исследования велись и в Российской империи. Федор Васильевич Токарев, выходец из Донской губернии, был одним из самых активных энтузиастов, работавших в России в этом направлении.
Будучи слушателем в Офицерской стрелковой школе, он предложил проект самозарядной магазинной винтовки, но она так и не пошла в производство. Военные штабисты — жуткие консерваторы. Они на тот момент практически похоронили идеи создания первых российских танков Пороховчикова и Лебеденко, да и винтовка Мосина чуть было не проиграла тендер винтовке Леона Нагана. В России кроме Токарева еще несколько конструкторов занимались подобными разработками, но делали они это исключительно в порядке собственной инициативы.
Автоматическую винтовку в России поначалу хотели принять на вооружении в 1910 году, потом сроки перенесли на 1915 год, затем началась война, об этом проекте пришлось забыть на долгие годы. В 1916 году на вооружение российской армии была принята автоматическая винтовка Федорова, которая принимала участие в боевых действиях. Потом была революция, Гражданская война, тяжелые годы разрухи. Разработки продолжились только в 30-е годы.
В 1936 году была принята на вооружение АВС-36 – автоматическая винтовка Симонова, которая, впрочем, обладала большим количеством недостатков и недоработок. Поэтому был объявлен новый конкурс, в нем приняли участие проекты Симонова, Токарева и Рукавишникова. Винтовка Токарева выиграла конкурс, после чего ее взяли на вооружение Красной армии.
СВТ-38 по сравнению со своими конкурентами обладала большей компактностью и простотой в производстве. Самозарядная винтовка Токарева образца 1938 года начала выпускаться на Тульском оружейном заводе. Однако уже в 1939 году была организована правительственная комиссия, которая занималась совершенствованием СВТ-38. Перед конструктором была поставлена задача приблизить характеристики своего оружия к АВС-36.
В 1940 году СВТ-38 прошла суровую школу финской войны. Именно использование оружия в реальных боевых действиях в тяжелейших условиях позволило выявить все недостатки СВТ-38. Основными среди них были большой вес оружия, ее капризность, чувствительность к загрязнениям и низким температурам, требовательность к смазке.
От конструктора требовали уменьшить вес и габариты оружия, при этом её масса должна быть не более чем у винтовки Мосина, но также следовало сделать ее более надежной и неприхотливой. Один из выходов — это уменьшить размер деталей, но конструкторы не могли этого сделать, потому что в этом случае на них увеличились бы нагрузки и нарушалась бы работа автоматики.
Выход был всё же найден. Пришлось максимально облегчить существующие элементы оружия, сделать их тоньше и увеличить допуски. Пришлось уменьшить длину штыка, убрать шомпол под ствол, внести изменения в магазин винтовки, в цевье и в кожух ствольной накладки. Историки иногда упоминают, что длиной штык-ножа озаботился сам Сталин, который держал разработку самозарядной винтовки под личным контролем. Он приказал максимально уменьшить его длину. Винтовка СВТ-40 была проще в производстве, чем ее предшественница, СВТ-38. Но основные проблемы, связанные с большим весом и сложностью устройства до конца решить так и не удалось.
В 1940 году новая самозарядная винтовка Токарева была принята на вооружение под наименованием СВТ-40. Конструкторам удалось выполнить все пожелания военных. Они получили требуемый вес, но для этого пришлось заплатить дорогую цену. СВТ-40 была спроектирована на пределе технических возможностей, ее элементы были очень чувствительны к точности производства, выполнению технологических правил и соблюдения допусков. В условиях военного времени и снижении квалификации рабочих качество оружия часто страдало. Новая винтовка требовала грамотного обслуживания и внимательного ухода. Требовать этого от бойцов со слабой стрелковой подготовкой, призванных из сельской местности было сложно.
Однако, с началом войны производство СВТ-40 значительно возросло, только в 1941 году было изготовлено более одного миллиона экземпляров этого оружия. Кроме того, в 1940 году началось производство снайперских винтовок на основе СВТ-40, для нее был разработан новый оптический прицел, планировалось сделать из СВТ-40 основную снайперскую винтовку РККА. Однако новая снайперская винтовка имела кучность гораздо ниже, чем винтовка образца 1891/30 г. Чтобы повысить кучность стрельбы следовало изменить конструкцию оружия, поэтому от этой идеи отказались и возобновили производство снайперской винтовки старого образца. Но выданные в войска образцы продолжили службу.
В 1942 году появилась автоматическая винтовка СВТ, которая могла вести автоматический огонь. Однако изначально винтовка Токарева не предназначалась для автоматического огня, поэтому в войсках несли службу только обычные автоматические винтовки, способные вести огонь только одиночными выстрелами.
Винтовки СВТ-40 не получили большой популярности. Производство их постепенно стало сворачиваться по причине большой сложности этого оружия. Это касается как производства, так и использования винтовок. По трудоемкости СВТ-40 почти в два раза превосходила винтовку Мосина. Самозарядная винтовка Токарева требовала внимательного ухода и надлежащего обращения. Обеспечить это в условиях массового призыва и низкой технической грамотности призывников было практически невозможно. Фактически, разработка Токарева опередила своё время, предлагая профессиональное мощное оружие для опытных вооружённых профессионалов, а таких в первые годы войны было маловато.
Изначально планировалось, что самозарядная винтовка СВТ-40 станет основным оружием советских пехотинцев, чем существенно повысит огневую мощь пехотных подразделений. По штату в советской стрелковой дивизии должно было быть несколько тысяч единиц автоматически винтовок. Соотношение самозарядных и неавтоматических винтовок предполагалось в пропорции примерно 1:2. Но все случилось по-другому. К июню 1941 года было изготовлено около миллиона винтовок СВТ-40, большая часть из них стояла на вооружении западных приграничных округов.
Немцы с удовольствием пользовались трофейными винтовками СВТ-40. Кроме того, они даже взяли их на вооружение! В начале войны у них подобного оружия не было. Так, например, при обороне Брестской крепости немцы не могли приблизиться на дистанцию эффективного огня своих пистолетов-пулеметов именно благодаря точной огневой работе стрелков-красноармейцев из СВТ.
В середине войны немцы разработали собственную самозарядную винтовку 7,92-мм G.43, многие узлы и элементы которой сильно напоминали СВТ-40.
Однако в самом Советском Союзе производство этого оружия всё-таки сворачивалось. Причина этого была довольно проста: винтовка была сложна в производстве, требовала много ресурсов и квалифицированного труда. Винтовка СВТ-38 состояла из 143 деталей, 22 из которых являлись пружинами. Для ее изготовления были необходимы несколько видов стали (в том числе и специальных). Себестоимость этого оружия была даже выше, чем у пулемета Дегтярева!
Изготовить винтовку Мосина была гораздо быстрее и дешевле. Кроме того, винтовка Мосина больше подходила к уровню подготовки личного состава. Решить вопрос о поставках в войска массового автоматического оружия позволил активный выпуск пистолетов-пулеметов, оружия намного более дешевого и простого в производстве.
Особенно остро проблема сложности изготовления СВТ-40 встала в первые месяцы войны, после эвакуации многих оборонных предприятий, ухода большого количества квалифицированных работников на фронт.
Отношение бойцов к винтовке было весьма противоречивым: с одной стороны СВТ-40 была довольно капризна, требовала повышенного внимания и тщательного ухода, за это ее называли «Светкой», намекая на женский капризный характер, но с другой стороны имела отличную скорострельность и высокую боевую мощь. При надлежащем уходе это оружие не создавало особых проблем и служило своему хозяину верой и правдой.
Больше всего нареканий на капризный характер винтовки поступало от солдат пехотных подразделений, которые, как уже упоминалось, отличались низким уровнем огневой подготовки.
После катастрофических поражений начального периода войны на фронт было призвано очень много новобранцев, большая часть которых не знала устройства этого оружия, не имела представления, как следует заботиться об этой винтовке. На фронте часто отсутствовала нужная для CВТ смазка. Большая часть пороха, которая использовалась в Красной армии на завершающих этапах войны, приходила в СССР по ленд-лизу из Англии и США. Этот порох содержал присадки, вызывающие усиленное образование нагара. Поэтому винтовку приходилось часто чистить.
После изобретения немцами промежуточного патрона и разработки ими оружия под него, многие эксперты и конструкторы стали склоняться к мысли, что время автоматических винтовок под винтовочный патрон в прошлом.
Но СВТ не сразу канула в лету. Отдельные модификации СВТ успели послужить во множестве локальных войн, одна из которых — война во Вьетнаме. Так уж получилось, что СВТ — идеальная винтовка для партизанских войн. Во время Великой Отечественной партизаны и диверсанты легко отстреливали нацистских солдат из засад, оставаясь вне досягаемости огня их «МП-40». При этом мощность патрона была такова, что пули, выпущенные из СВТ, могли пробить борт автомобиля, или стальной нагрудник штурмовика.
Крайние случаи применения винтовки СВТ зафиксированы в период агрессии НАТО в Сербии и во время конфликта на Донбассе ополченцами против укрофашистских карателей.
Валерий Бердыш
Фото взяты из открытых источников.