Skip to content

Бетонный призрак былой супердержавы

Эта система зданий должна была стать больницей и поликлиникой для работников ФСБ, но в 1992 году финансирование строительства прекратилось и работа на площадке встала. При этом «недострой» не повторил судьбу печально известной ховринской больницы и не стал меккой и последним пристанищем самоубийц.

100_0872

Много существуют недостроенных зданий, которые имеют свои сообщества в социальных сетях и стихийные арт-пространства внутри? Бывшая поликлиника ФСБ именно такая. В одноимённых группах можно найти галереи граффити, нанесённых на стены не состоявшейся поликлиники, перечень арт-инсталляций и много другой полезной информации.

100_0736

Шагнув за давно не охраняемый периметр, мы отметили, что объект практически постоянно кем-то посещается. Тропы хоженные, маршруты кем-то обозначенные и даже некоторые из наиболее опасных проломов огорожены. При этом, лишь оказавшись на самом объекте понимаешь всю масштабность, весь размах строительства.

100_0856

Поликлиника и больница могли бы запросто принимать до десяти тысяч пациентов. В различных справочных данных встречаются значения как ниже, так и выше. Но нам, как побывавшим на объекте, именно десяток тысяч пациентов кажется значением наиболее приближенным к действительности. В высоту поликлиника должна быть от семи до десяти этажей. При этом на момент остановки строительства её достроить было дешевле, чем сейчас снести. Но стройку решили не консервировать, а просто забросить. Старожилы ругают Борьку-алкоголика и списывают остановку строительства на него. Зная, как стремительно Ельцин пропивал страну, охотно верим и идём дальше.

100_0854

Здание задумывалось и проектировалось основательно. Осматривая двор для разгрузки «скорых», который оборудован серьёзным капитальным навесом и конструкцией, которая могла стать световым колодцем, в этом ещё раз убеждаемся. Бетонные столбы такие, что и большим грузовиком не вышибешь.

100_0748

Бетонные плиты, некоторые из них, ещё сохраняют прочность, близкую к первоначальной. Столбы и сваи — тоже. Правда, на нижних этажах металлические ограждения уже спилены и украдены. Перепрыгиваем с плиты на плиту и идём дальше, вглубь одного из корпусов. В каждом коридоре находим подтверждение основательности строительства. Прошпаклёванные стыки на колоннах, крепкие балки, способные выдержать даже попадание малокалиберного снаряда — это здание строилось надёжней многих современных.

100_0827

Лестничные марши, некоторые из них, уже слегка вибрируют и, судя по развивающимся трещинкам, скоро рухнут. Правда «скоро» может наступить как завтра, так и через год. Поднимаемся на крышу одного из корпусов и делаем фото больницы под майскими облаками. Глядя на почти законченное строение, в голове вертится мысль: «Почему это не законсервировали?» Сейчас бы городу такое медицинское учреждение не помешало бы.

100_0759

Смотрим под ноги и прогуливаемся по крыше. Местами бетонные плиты отсутствуют, и в случае неосторожного шага лететь вниз от трёх до семи этажей — тут как повезёт. При этом мы нигде не смогли найти статистики несчастных случаев по этому объекту, в отличие от той же «Ховринки» например. Как-то не верится, что отсюда ни разу с девяностых никто не сорвался.

100_0852

Идём в подвал, чтобы проверить легенду о секретной ветке метро, которая должна была сюда подводиться. Стены подвала крепкие, достаточно толстые и основательные, как всё здание. Тут в случае войны можно долго держать оборону. Те же основательные колонны и ещё более основательные стены.

100_0846

Кирпич местами обвалился, не без посторонней помощи, разумеется, а вот бетонные стеновые блоки практически не имеют следов износа. Нашли что-то похожее на тоннель, но по нему идут короба вентиляции и на возможность прокладки пути метро определённо нет даже и намёка.

100_0735

Убедившись, что все колодцы на территории засыпаны, уходим в другой корпус, по пути гадая, засыпали колодцы пустые, или там оказались какие-нибудь несчастные жертвы «лихих девяностых». Раньше недостроенная поликлиника была на отшибе города и такие криминальные варианты кажутся вполне возможными.

100_0746

По лестницам наверх. Уже на третьем этаже натыкаемся на гуляющих подростков. Немного поснимали картины на стенах и пошли дальше. Соблюдаем правила — по лестницам одновременно поднимается по одному человеку на пролёт. Держимся середины марша, чтобы в случае обрушения быстро перескочить на соседний пролёт. Но опасения остались просто опасениями. Лестницы подрагивают, но вес держат с запасом.

100_0831

Здесь есть и лифтовые шахты, а некоторые проёмы шахт технических лифтов ещё не растеряли свои двери. Охотники за металлом сюда не добрались. Одна из причин — место вполне себе оживлённое.

100_0734

Снова выбираемся на одну из крыш и фотографируем граффити. Некоторые уже обезображены вандалами, а некоторые можно было нанести только с применением средств и приёмов промышленного альпинизма.

100_0837

У одного из проломов останавливаемся, чтобы осмотреть конструкцию крыши. На бетонную панель сверху были положены несколько слоёв теплоизоляции, влагоизоляции, пароизоляции, керамзита, и только потом поверху это всё было снова залито бетоном, а по нему планировалась укладка мягкой кровли. Вот так, серьёзно и на века строили в кому-то ненавистном Советском Союзе.

100_0838

Сейчас к недострою всё ближе подбираются новостройки. Это означает одно — рано или поздно недострой перестанет существовать. Его, скорее всего, ждёт перспектива стать строительным мусором. Врядли кто-то решится достраивать такое здание, простоявшее с оголёнными несущими конструкциями почти четверть века.

100_0861

На одной из стен нашли Украинскую символику, флаги, один из которых похож на флаг запрещённого в России «Правого сектора» и надпись, повествующую о неизвестном нам клубе. Фотографируем и идём на крышу очередного корпуса, не имеющего как внешних стен, так и внутренних перегородок.

100_0855

Лестницы, ведущие на самую верхотуру, тоже с перилами. Очень кстати. Эта часть поликлиники продувается активнее и сильнее, чем всё остальное здание. Тусующаяся здесь молодёжь совсем не обращает на нас внимания. Делаем фото, обозреваем окрестности и, прыгая на межэтажные уровни, уходим вниз, к ожидающей у дороги машине.

100_0866

Уже внизу обнаруживаем небольшой прудик. Оказывается, комплекс должен был состоять из нескольких зданий. Прудик — это на самом деле залитый талой водой котлован другого корпуса, стены которого так и не были возведены.

100_0845

Новостройки наступают и скоро вопрос этого недостроя будет решаться вполне конкретно. Какое именно будет решение — покажет время. Пока мы собирались у автомобиля, на объект сквозь гостеприимно распахнутые ворота прошагала компания подростков. Понятно, что о сохранении объекта как памятника какого-то наследия речи быть не может, но мне одновременно очень интересно, как возможно такую громадину снести или разобрать без вреда частным домам, которые расположены прямо через дорогу.

Искренне Ваш, Илья Рыжанушкин.

Фото автора.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники