Skip to content

Призрак былого благополучия. Тольятти.

Поездку в Тольятти в плацкартном вагоне я задумал давно. Только так можно доподлинно узнать, о чём думает и говорит население некогда мощного автограда. И в один выходной я обзавёлся парой билетов и отправился на Казанский вокзал.

Из Москвы в Тольятти ходит только один поезд, но ежедневно. Забравшись на верхнюю полку, я «включил уши». Кстати, помните, пиарщики РЖД бравировали тем, что все вагоны теперь оснащены биотуалетами? Так вот, они забыли про поезд «Москва-Тольятти». Там в плацкартах ещё стоят старые добрые клозеты со сливом прямо на шпалы. И перед каждым крупным городом зычным голосом ротного старшины, проводница объявляет о режиме работы этого заведения.

Так или иначе, когда кончаются все темы, пассажиры говорят об автозаводе. Что поделать — градообразующее предприятие. И все без исключения ругают Андерсена. Одна почтенная дама даже поведала о том, что рабочие автозавода ездили куда-то в Москву, жаловаться, что Бо Андерсен не так управляет заводом. На мой вопрос, откуда простые работяги, за плечами которых лишь ПТУ в лучшем случае, знают как управлять целым заводом, хотя для этого надо не менее 10-15 лет учиться и стажироваться, дама не ответила. Но нашёлся собеседник с «боковушки», заметивший, что рабочие-то на заводе работают дольше, чем пришлый директор. Чтож, самые старые работники на заводах, как правило — дворники, но они никогда не становились директорами своих предприятий.

100_0722

Один из попутчиков поведал грустную историю о том, что работал в компании-смежнике автозавода, но Бо Андерсен отказался от их продукции из-за перехода на новый стандарт и компания закрыла производство, а рабочих уволили. На мой вопрос, почему компания не перешла на продукцию нового стандарта, ответа не последовало. Но зато я услышал бравурную речь о том, что нашему народу не надо дорогих автомобилей типа «Весты», а определённо необходимо много дешёвых машин, без подушек, кондиционеров и с ручными стеклоподъёмниками, но лишь бы была машина. И снова никаких аргументов в поддержку такого пламенного спича. А я не могу представить, почему люди осознанно откажутся от безопасного и комфортабельного автомобиля в пользу откровенного хлама? Но воодушевлённые «свободными ушами» собеседники вовсю убеждали меня в том, что они хотят производить откровенное дерьмо, а мы, россияне, просто обязаны его покупать. И потому Бо Андерсен не прав. Он не требовал защищать российского производителя. Враг однозначно.

100_0714

Когда поезд пришёл на вокзал, я силился хоть как-то разглядеть на нём признаки жизни. Одинокое и порядком обветшалое здание, поросшая бурьяном парковка, и много пыли вокруг. Когда-то от пандуса прямо возле автовокзала отходили автобусы во все концы города. Теперь там только ветер и пыль. Серебряная ладья над не работающими часами над входом в вокзал порядком истёрлась и скоро пропадёт совсем. На стоянке у вокзала всего четыре автомобиля и только один из них – «Лада». Запущенность давит и шокирует. Рядом здание, похожее на склады с гордой вывеской «Бизнес-парк «Прогресс». Какой бизнес, такие и парк, и прогресс. На фото всё понятно, тут и комментировать нечего. И виноват в этом — тоже Бо Андерсен? Рядом, возле ржавого мусорного бака валяется чемодан. Закрытый, некогда приличный. Не удивился бы, если бы в самом мусорном баке обнаружился труп хозяина чемодана. При этом, через дорогу от вокзала — 16 проходная «АвтоВАЗа». Завод, гордость города, совсем рядом.

100_0686

На такси в город ехали по принципу «дорогу покажи дорогой». Таксист с родины Хайяма или Насредина не знал, где в городе Автозаводское шоссе. А когда мы добрались до первых признаков жизни, с заднего сиденья послышался старушечий голос: «А мы скоро приедем»? Таксист не удивился и после того, как высадил меня возле торгового центра, свернул во дворы и куда-то повёз старушку, которую, как выяснилось, посадил ещё на вокзале.

100_0687

Свои дела в городе я закончил быстро, и перед выездом решил заехать к памятнику основателю города Василию Татищеву. Вознесённый на высокий пьедестал из белого камня, всадник простёр длань в сторону шоссе и магазина с говорящим названием «Дно». Памятник и парк вокруг него, как и весь город, ветшают. Ступени уже обваливаются, а пьедестал потихоньку расписывают краской молодожёны, которым недалеко даже поставили скамейку, на которую молодожёны вешают замки, а ключи выбрасывают в водохранилище рядом. Странные суеверия, считать, что в вандализме кроется семейное счастье — это я про надписи на памятнике. Чуть более ста лет назад жители Самарской губернии оставляли о себе след в истории, создавая школы для детей из бедных семей и сиротские приюты, а сейчас найден более простой способ — через надругательства над памятниками.

100_0700

Газоны между парком у памятника и водохранилищем изрезаны следами квадроциклов. Один такой разудалый парень катал на квадрике свою подружку, распугивая немногочисленных посетителей памятника. Второй лихой мужчина на мотоцикле заехал прямо на площадь у памятника и припарковал там своего двухколёсного коня. Смотрел я на них и думал, Обама их подослал или тот же Бо Андерсен? А может, вообще ИГИЛ?

100_0695

Таксист любезно подождал меня у памятника, пока я закончу осмотр местных и достопримечательностей. И за три сотни рублей повёз мня обратно на вокзал. Я спросил его, не знает ли он, кто в Тольятти производит подушки безопасности? Он не знал. И Яндекс не знает. При статусе автограда, в Тольятти не производятся ни модули АБС, ни подушки безопасности, ни управляющая электроника для систем безопасности. Вот почему «Весты» такие дорогие. И ещё, в городе очень много пыли. И грязи, стоит отъехать от центра. Да, дела на заводе не самые лучшие. Николя Мор, ещё не придя на завод, получил прозвище «Голодомор», но это всё вместе — не повод доводить город до состояния детройтских трущоб!

100_0705

Вокзал снова встретил пустотой и тишиной. Рамка металлоискателя на входе пискнула. Я уж приготовился доставать лицензию на оружие и предъявлять охране её вместе с пистолетом для сверки номеров, но охранник с усталым лицом лишь взглянул на меня и даже не спросил, что у меня в сумке. Допускаю, что запасной пистолет в ней он не увидел. На самом вокзале нет не только кафе, но и нормального зала ожидания — стоят несколько лавок — на этом всё. А из безусловно полезного — стеллаж с книгами и журналами. Их можно бесплатно брать и читать, пока ждёшь поезд. Если поедете в Тольятти, захватите пару уже прочитанных книг и оставьте их в дар вокзалу, поддержите инициативу его работников.

100_0716

На вокзале опять было тихо и пусто. На путях стояли пустые вагоны для перевозки автомобилей и скучал у перрона электровоз. Взяв с полки томик Пикуля, я для себя заметил, что нигде в городе и на вокзале я не смог приобрести магнит на холодильник с символом города. Были самарские магниты и даже значки клуба «Лада», но даже самых простых магнитиков на холодильник с логотипом города Тольятти или его старым названием, Ставрополь-на-Волге, не было нигде. Я понимаю, подушку безопасности сделать трудно, сложно, технологично, но уж простой магнитик на холодильник отчего не соорудить? Или туристов и командировочных в городе — раз, два – и обчёлся?

100_0706

В городе и на заводе гордятся успехами «Весты» в WTCC, но при этом смущаются, когда им напоминаешь, что эти автомобили созданы не заводом, а французской компанией Oreca. А в российском чемпионате ещё не получил своей развязки скандал с допуском к участию «Калин», которые на тот момент реально вообще не производились!

100_0698

Обратно я ехал молча, снова включив режим «свободные уши». И в плацкарте также ругали Андерсена и Путина. Одного за развал завода и комплектующие от французов и румын, а второго — за то, что не защищает «национальное достояние». Но никто из ругающих не задался вопросом, почему лень должна быть национальным достоянием и почему производить на месте комплектующие лучше французских и румынских — не вариант.

Искренне Ваш, Илья Рыжанушкин.

Фото автора.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники