Skip to content

Над всей Испанией безоблачное небо

«Над всей Испанией безоблачное небо». Это идиллическая фраза прозвучала 18 июля 1936 года в эфире одной из радиостанций на Пиренейском полуострове. Она была сигналом хунты военных заговорщиков для начала активных военных действий против законного правительства Испанской Республики. Так начался испанский фашистский мятеж.

Испанской Республике грозила гибель, ибо у неё в сложившейся ситуации элементарно не было регулярной армии и вооружения, в то время как фашистская хунта получила новейшую боевую технику и системы вооружения от Германии и Италии.

Тысячи советских граждан отправились на защиту Мадрида. Танкисты, артиллеристы, лётчики. Среди молодых пилотов на защиту безоблачного испанского неба в мае 1937 года прибудет Иван Ефграфович Фёдоров. Настоящая его фамилия Денисов. Этим и обуславливается некая путаница в его истории. Отец Ивана Ефграфовича, кавалерист Первой Конной, вернувшись с Гражданской Войны, переписал сына на фамилию деда, потому что Иван, будучи батраком у местного богатея, в отместку за побои хозяина поджёг его усадьбу. Вот «от греха подальше», фамилию и изменили.

b16

Фёдоров прилетит не один, а в составе отряда советских пилотов, которые тут же поступят под командование ранее откомандированного советского специалиста, генерала Дугласа. Экзотическая фамилия генерала не вызывала удивления в отряде — в целях конспирации все советские пилоты имели испанские псевдонимы. Под ними они и числились в большинстве документов. Под ними их знало и большинство испанских ополченцев. Того же Дугласа на самом деле звали Яков Смушкевич.

Собственной авиации у Испанской Республики фактически не было, и в небе над Мадридом господствовали итальянские и немецкие бомбардировщики. Первоначально генерал Дуглас смог сформировать интернациональные эскадрильи из уже прибывших пилотов — добровольцев. Кроме русских были там швейцарцы, французы, итальянцы, болгары, в том числе и те, кто после октября 1917 года обрёл в Советской России вторую Родину. Но сражались они на уже архаичных «Ньюпорах», «Драго», «Кортесах». Бить фашистов приходилось на том, что было и что удавалось закупить, да с большим трудом перегнать в Испанию.

04

Иван Ефграфович, прибыв в Испанию, получает назначение командиром звена, прикомандированного к эскадрилье бомбардировщиков, которая базировалась близ Картахены. 17 июня 1937 года запомнится Ивану Ефграфовичу на всю жизнь. На порт Лос – Аркасарне заходили 5 бомбардировщиков, которых прикрывали всего 2 истребителя “Мессершмит”. Фашисты не ожидали серьёзного противодействия. Прозвучал сигнал тревоги, и Фёдоров, не раздумывая, вскочил в ближайший, только что заправленный топливом и укомплектованный патронами истребитель И-16. Только когда истребитель пошёл на взлет, Иван Фёдоров заметил, что в чашке сиденья нет парашюта. В группу вражеских самолётов русский пилот буквально врезался, резко маневрируя, затем связал её боем, в ходе которого, улучшив момент, зашёл “Мессершмиту” в хвост и сразил врага длинной очередью со всей русской щедростью. Так впервые он испытал радость победы. Однако, этот бой вполне мог стать для него и последним – внезапно заклинившие пулемёты едва не погубили пилота, но тогда всё обошлось. За такое поведение он и получил своё прозвище – «Дьябле Рохо»-Красный Дьявол.

На своём «И-16» Иван Ефграфович выходил победителем даже в схватках с немецкой грозой неба – «Мессершмитом-109», который считался неуязвимым. А однажды, перехватив одиночный самолёт «Фиат», измотал его в 20-минутном бое и вынудил приземлиться на своём аэродроме.

Имена каждого русского лётчика, а особенно — генерала Дугласа были у всех на устах. Правда были у русских лётчиков не только победы. Капитан Владимир Бочаров на подбитой машине заблудился и совершил аварийную посадку на территории противника. Позже немецкий самолёт сбросит около Мадрида заколоченный ящик с его расчленённым телом для устрашения советских пилотов. Но русские не испугались, а только сильнее разозлились. В Испании был применён хитрый тактический приём, сильно дезинформировавший и дезориентировавший противника. Когда одна эскадрилья возвращалась с вылета, тут же на боевое дежурство вылетала другая, а её в свою очередь, после приземления сменяла третья… Такая «карусель» убедила противника, что Мадрид охраняют не десятки, а сотни или даже тысячи самолётов. Бомбардировки при этом не прекратились, но сократились. Но когда вражеские бомбардировщики всё чаще и чаще стали получать жёсткий отпор от русских «И-16», фашисты осознали, что больше безнаказанно бомбить Мадрид у них не выйдет.

ispania_02_maxdigest

Как мог, отличался в боях и Иван Ефграфович. В одном из боёв в небе над Картахеной он огнём пулемётов своего самолёта подбил два бомбардировщика «Савойя-79». Вот как он это описывал в интервью газете «Правда» 19 августа 1938 года: «На рассвете неожиданно пришло известие, что группа бомбардировщиков противника направляется бомбить наш аэродром. Мы взлетели навстречу неприятельской эскадрилье и быстро набрали высоту. После недолгого полёта я заметил внизу автомашину. Фары её тускло блестели. Она двигалась в сторону нашего аэродрома. Но почему фары так широко расставлены у этого автомобиля? – мелькнула мысль. Нет, это не автомобиль, а самолёт, и решение возникло молниеносно. Самолёт противника шёл вдоль моря. Я знал, что скоро начнётся открытое пространство, на котором можно будет дать бой. На это пространство мы вылетели одновременно. Но я был выше самолёта противника, и преимущество было за мной. Я сверху атаковал вражеский самолёт и вскоре заставил его снизиться. Покончив с одним, я пустился на поиск остальных. Где их искать? Пилоты противника, конечно, давно меня заметили, и теперь будут стараться, во что бы то ни стало сбить. Я решил обмануть противника и уйти к морю. – Не подумают же они, – сказал я себе, – что сухопутный истребитель рискнёт уйти в море. Несколько минут я кружился и вдруг увидел на воде тень. Вражеский самолёт был где-то близко. Я решил атаковать его, зайдя ему в хвост. Нападение было совершенно неожиданно. Пулемёты работали безотказно… Посредники зафиксировали в эту ночь 2 сбитых мною самолёта…»

К сожалению, плохая выучка сухопутных войск испанского ополчения стала одной из причин падения Испанской Республики. Это же стало и причиной неприятных инцидентов, которые сейчас принято называть «дружеским огнём». Так например погиб капитан Сергей Тархов. Его самолёт был подбит в неравном бою. Капитан смог покинуть горящую машину на парашюте. Но, когда он уже приближался к земле, по нему вдруг был открыт огонь из республиканских окопов без всякого приказа. Потом стрелявшие оправдывались, что приняли сбитого лётчика за фашиста. После этого случая в республиканских войсках появился приказ, обязывающих командиров всех подразделений брать под охрану любого сбитого пилота, даже вражеского, и направлять их в штаб.

i_16-2

Бои в небе продолжались с высочайшей интенсивностью. Только в мадридском секторе всего за два месяца сражений сбили более семидесяти фашистских самолётов! Это больше чем по самолёту каждые сутки!

В 1939 году Испанская Республика пала. Советские специалисты вернулись на Родину. За отчаянную храбрость и великолепное лётное мастерство командующий авиацией Испанской Республики Игнасо Идальго де Сиснерос торжественно вручил Ивану Фёдорову высшую награду республиканцев – орден “Лавры Мадрида”. Такую награду в СССР получили всего 5 человек, один из них – “полковник Малино” – будущий Маршал Советского Союза и министр обороны СССР Малиновский.

Советское правительство так же не осталось в долгу – наградило его двумя орденами Красного Знамени. 24 Февраля 1938 года Капитан Фёдоров, вместе с другими, наиболее отличившимися в боях участниками, был впервые представлен к званию Героя Советского Союза, но “Золотую Звезду” ему тогда не суждено было получить.

В память о лихих испанских событиях у Ивана Ефграфовича Фёдорова остались испанские имена – «Деабле Рохо»- прозвище, имя из паспорта – Хуан, благодарственный поцелуй Долорес Ибаррури Гомес и подаренные ею патефон и пистолет “Астра”.

В жизни Ивана Ефграфовича начиналась новая, не менее доблестная глава. Он пройдёт всю Великую Отечественную войну, собъёт более сотни самолётов противника, в том числе шесть из них — тараном и в 1948 году по личному указанию Иосифа Виссарионовича Сталина получит золотую звезду Героя Советского Союза.

Илья Рыжанушкин, Валерий Бердыш.

Фото взяты из открытых источников.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники