Skip to content

Служить и защищать. Пистолет ГШ-18.

В начале XXI столетия перед Российской армией и правоохранительными органами остро встала проблема оснащения личного состава эффективным короткоствольным оружием. Старый и добрый, надёжный ПМ уже не мог конкурировать с импортными образцами стрелкового вооружения и для того, чтобы валить врагов направо и налево, служивым людям потребовалось что-то помощнее.

6675387ey0

Новый комплекс служебного стрелкового вооружения должен был включать в себя два основных элемента — боеприпас и оружие. Для короткоствольного оружия (пистолетов) ввиду малых дистанций огневого контакта основная роль в комплексе отводилась боеприпасу (патрону). Предполагалось, что конструкция патрона должна обеспечить высокий уровень служебной безопасности. Выбор патрона осуществлялся из условий максимального останавливающего действия пули при заданных ограничениях на габариты и массу оружия, исходя из специфики применения оружия. Эти ограничения были вызваны необходимостью скрытного ношения оружия, скоростью реакции (извлечения и наведения оружия) и т.п. По сравнению с армейским, подобное короткоствольное оружие должно было обеспечивать большее останавливающее действие при меньшей дистанции эффективной стрельбы и минимальной возможности рикошета пули (для снижения риска поражения окружающих граждан). Кроме особых случаев — необходимость стрельбы по автомобилю, через препятствие (двери, перегородки и т.п.), по защищённому средствами индивидуальной бронезащиты преступнику — пули для нового оружия должны быстро терять энергию в препятствии, обеспечивая минимальную вероятность вторичного поражения при его пробитии.

Был объявлен конкурс, в ходе которого тульские конструкторы создали новый комплекс “пистолет + патрон”, гораздо более эффективный, чем другие аналогичные образцы в боевом использовании, поскольку по пробиваемости твердых преград при стрельбе патронами 7Н31 с ним и по сей день не может сравниться ни один из существующих армейских пистолетов.

2730031b

Надежность нового пистолета позволила ему пройти всю программу полигонных и государственных испытаний, состоявшихся в 2000 году. Ни к пистолету ГШ-18, ни к его патрону 7Н31 практически не было предъявлено никаких серьезных претензий, если не считать нареканий к одной из характерных особенностей этого оружия — открытому спереди кожуху-затвору. Критики пистолета Грязева — Шипунова (ГШ) высказывали опасения, что кожух-затвор будет легко доступен для грязи, хотя тульские конструкторы смогли доказать, что грязь выбрасывается из кожуха-затвора наружу во время выстрела.

Грязев при проектировании пистолета взял линию на создание образца, кардинально нового в конструктивном и технологическом плане, максимально легкого и дешевого в производстве. Прежде чем нанести первые линии чертежа на своем кульмане, Василий Петрович провел анализ последних конструкций современных зарубежных пистолетов. Его привлек австрийский пистолет “Глок-17”, к основным особенностям которого относились: пластмассовая рамка; ударниковый ударно-спусковой механизм, перед выстрелом устанавливающийся на полувзводе; и отсутствие внешних, управляемых от руки предохранителей.

607045

В процессе создания пистолета ГШ-18 Грязев решил воспользоваться наиболее удачными элементами из австрийского пистолета, в том числе сделать такую же пластмассовую рамку, полувзвод ударника и отказаться от внешних предохранителей. Кроме того, Грязев, как и его австрийский коллега Гастон Глок, отказался от ранее обязательного атрибута большинства служебных пистолетов — куркового ударно-спускового механизма с открытым курком, что обещало немалую выгоду: проектируемый пистолет должен был стать проще и дешевле. Кроме того, в этом случае появлялась возможность приблизить ствол к руке. При низком положении ствола пистолета снижалось неприятное восприятие стрелком отдачи оружия во время выстрела, позволяя таким образом вести более скоростную прицельную стрельбу из пистолета.
К основным особенностям этого оружия относится принцип действия автоматики с использованием энергии отдачи при коротком ходе ствола, что обеспечило минимизацию массы затвора.

При выборе типа запирания канала ствола Грязев решительно отверг запирание отдельной деталью — качающимся рычагом по типу 9-мм германского пистолета “Вальтер” Р.38, использованным конструкторами итальянского пистолета “Беретта” 92 и российского пистолета Сердюкова ПС “Гюрза”. В оружейном деле существуют и другие виды запирания без использования отдельных деталей, например, изобретенный Джоном Мозесом Браунингом перекос ствола. Или запирание поворотом ствола, впервые использованное талантливым чешским оружейником Карелом Крнкой.

200902191985

Грязев использовал 18-зарядный магазин с двухрядным, шахматным расположением патронов и их перестраиванием на выходе в один ряд. Этим он существенно облегчил компоновку других механизмов пистолета, в частности, тяги спускового крючка. Одновременно с этим улучшились и условия досылки патрона из магазина в ствол. Наряду с этим обращает на себя внимание, что магазин пистолета ГШ-18 получил относительно сильную подающую пружину, что гарантировало надежность подачи патронов. Защелка магазина смонтирована позади спусковой скобы и могла легко переставляться на любую сторону пистолета. При небольшом нажатии большим пальцем магазин выпадает из пистолета под своим весом.

Одной из серьезных проблем стало то, что в экстремальных испытательных условиях кожух-затвор в накате иногда полностью терял накопленную энергию и останавливался, упираясь извлекателем в донце досланного патрона. Недоход затвора до крайнего переднего положения составлял всего лишь полтора миллиметра. Однако преодолеть усилие пружины извлекателя у затвора сил уже не хватало. Из этого, казалось бы, тупикового положения Грязев нашел элементарный выход — он изобрел беспружинный извлекатель. Зуб извлекателя принудительно заводился в проточку гильзы козырьком ствола, при вращении во время запирания. При выстреле ударник, проходя через отверстие в извлекателе, жестко скрепляет его с гильзой и прочно удерживает ее в откате до встречи с отражателем. При нажатии на спуск палец сначала вдавливает в спусковой крючок маленький выступ автоматического предохранителя, а при дальнейшем давлении на спусковой крючок происходит выстрел. Кроме того, ударник, находящийся на полувзводе, выступает примерно на 1 мм в задней части затвора, позволяя стрелку визуально и на ощупь определить готовность пистолета к выстрелу. Ход спуска составляет около 5 мм, что вполне приемлемо для служебного оружия. Усилие спуска — 2 кг.

Пистолет ГШ-18 получил нерегулируемые прицельные приспособления: сменную мушку и целик, который был смонтирован не на кожухе-затворе, а на затворном блоке. При этом сменная мушка может быть и со светящимися тритиевыми вставками, а в передней части спусковой скобы имеется сквозное отверстие, предназначенное для монтажа лазерного целеуказателя (ЛЦУ).

Трудоемкость производства пистолета ГШ-18 оказалась как минимум в три раза меньше, чем у американского пистолета “Беретта” М 9. С одной стороны, это достигалось за счет того, что ранее самая трудоемкая деталь пистолета — рамка — теперь выпускалась из прочной литьевой пластмассы со стальными вставками. На литьевой машине этот процесс занимал всего лишь пять минут. При этом прочность самой пластмассовой рамки была подтверждена самыми жесткими испытаниями, в частности, многократными бросками пистолета на бетонный пол с высоты 1,5 м. Широкое использование высокопрочных полимеров в конструкции пистолета позволило добиться исключительно малой общей массы оружия — 0,47 кг без магазина.

Второй по сложности деталью пистолета ГШ-18 стал его кожух-затвор. Кожух-затвор и собственно затвор являются различными деталями и могут быть разделены при неполной разборке, что и было сделано для удешевления производства. Раньше, как правило, кожух-затвор изготавливался из стальной поковки с дальнейшей последовательной обработкой на металлорежущих станках. В пистолете Грязева — Шипунова была широко использована штампосварная технология изготовления деталей, в том числе кожуха-затвора. Исходной заготовкой для его изготовления стала вырубка из 3-мм стального листа. Вслед за этим ее свертывали и сваривали. На конечном этапе производства кожух-затвор доводили на металлорежущих станках. Для большей прочности штампованный из стального листа кожух-затвор получил жестко закрепленную вставку в месте сцепления со стволом и извлекаемым при разборке затворным блоком, в котором смонтированы ударник и выбрасыватель. В качестве гальванического покрытия было использовано особое хромирование, придавшее кожуху-затвору светло-серый цвет. Кроме кожуха-затвора и все остальные детали пистолета ГШ-18 разрабатывались с учетом минимальной трудоемкости их изготовления.

По сравнению с зарубежными образцами пистолет ГШ-18 получил многочисленные преимущества во многих отношениях: он был очень легким, небольшим по размерам, при этом обладал высокими боевые качествами. Если большинство иностранных армейских пистолетов весили примерно 1 кг, при общей длине примерно 200 мм, то пистолет ГШ-18 имел массу 560 г, с патронами — 800 г. Его длина составляла 183 мм; при этом он пробивал любой бронежилет и стальной лист толщиной 8 мм с дистанции 22 метра. При стрельбе пистолет ГШ-18 уводит вверх намного меньше, чем пистолет ПМ. Это объясняется расходованием энергии отдачи на вращательное, то есть поперечное, движение ствола. Кроме того, хорошая эргономика оружия обеспечивает устойчивость пистолета во время стрельбы, позволяя вести прицельный огонь из него с высокой практической скорострельностью.

t1@219285c2-9dc3-4d0c-ae3a-04649fc8b876

Пистолет ГШ-18 показал хорошую работу при стрельбе как высокоэффективными 9х19 патронами 7Н21 и 7Н31, так и зарубежными пистолетными патронами 9х19 НАТО “Парабеллум” и их отечественными аналогами. Благодаря уменьшенной массе и увеличенной начальной скорости в сочетании с бронебойным сердечником пуля патрона 7Н21 обеспечивала высокое пробивное действие целей, защищенных бронежилетами 3-го класса защиты (пробивая стандартный армейский бронежилет 6БЗ-1 с титановыми бронепластинами + 30 слоев кевлара на дальности до 50 м), сохраняя при этом достаточное запреградное действие для поражения защищенного бронежилетом противника. Показатели патрона 7Н31 — еще выше. Кроме того, высокая начальная скорость пули существенно уменьшила упреждение во время стрельбы по движущимся целям.

Существуют две версии судьбы этого пистолета. По одной военные предпочти пистолет Ярыгина (ПЯ) и сейчас он медленно, но верно заменяет в войсках морально устаревший ПМ, а по другой — ГШ всё-таки поступил на вооружение некоторых частей МВД и ФСБ. А тем временем в 2010 году был представлен и травматический пистолет ГШ. Но в магазинах пока что его мы не встречали.

Валерий Бердыш.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники