Сочи еще со времен Советского Союза был городом дорогим для туристов. Сейчас, как удалось убедиться, ничего не изменилось. Первое, на что обращаешь внимание, покинув аэропорт, это таксисты. Их много и настроены они всегда решительно. Самые ушлые караулят уже в зале прилета, где стоят практически цепью и только очень уверенный в своих силах человек позволит себе пройти сквозь этот крепкий строй, не сворачивая. Навязчивость сочинских таксистов в низкий сезон сравнима с целеустремленностью мух, слетающихся на мед. Один такой преследовал меня вплоть до железнодорожного терминала, попутно рассказывая «страшилки» про отмену поездов, пробки по всему городу и большущий перерыв в движении автобусов. Стоит заметить, что до Олимпийского Парка извозчики просили тысячу рублей, в то время как на маршрутке от аэропорта я доехал всего за двадцать пять!
Маршрутка-это вполне приемлемый и дружественный к бюджету способ посмотреть город. Мне попалась очень хорошая компания. Водитель не лихачил, все терпеливо и подробно рассказывал, ехавшая куда-то почтенная женщина угощала пассажиров мандаринами, которых купила целую коробку, все настроены дружелюбно и очень приветливо.
Если, пойдя по улицы в Сочи, вы не увидите ни одной «Нивы», то вы точно не в Сочи. Этот феноменально удачный внедорожник очень популярен в Сочи, Адлере и даже в соседней Абхазии. Стоковых автомобилей почти нет. Каждый хоть чуть, но прокачает свою «Ниву».
Безусловно, жемчужина сегодняшнего Сочи – это Олимпийский парк. Госкомспорт и спортивные менеджеры и сейчас с удовольствием проводят там соревнования и спортивные сборы. По рабочей необходимости я направился на автодром, который принимал соревнования первого российского гран-при «Формулы-1». Несмотря на то, что на трассе ревели моторы, охранники мекки российского автоспорта утверждали, что на трассе «ничего не происходит» и никого нет. Пришлось поплутать, прежде чем удалось таки попасть во внутрь.
Назвать автодром роскошным может только непосвященный. Он скорее максимально функциональный. У гонщиков вообще свое понимание роскоши и выражается оно в удобной парковке для моторхоумов и офисах возле боксов. С обывательской роскошью это не имеет ничего общего.
Олимпийский парк быстро стал национальной достопримечательностью. Даже сами сочинцы приходят в него просто погулять с детьми. В низкий сезон туристов практически нет, а климат даже поздней осенью очень дружелюбен.
Наряду с сетевыми гостиницами в Сочи много небольших частных. В одной из таких, названной на испанский манер «Ла Терраса», нам и предстояло заночевать. И тут показалась не самая приятная сторона туристического Сочи, напоминающая, туристу, что отношение к нему-не более чем бизнес. Уснуть не удалось из-за запаха дешевых сигарет, которым провоняли подушки и наволочки. Халаты в номере были рассчитаны на лилипутов-рукава заканчивались на локтях, а в столе и двери в санузел зияли дыры, пробитые буйными постояльцами до нас.
Но самое большое разочарование – это еда. В меню «Ла Террасы» в лучших традициях «совка» цены были указаны не за блюдо, а за сто грамм продукта! Надо полагать, о таком вопиющем нарушении правил торговли и оказания услуг местные надзорные органы не в курсе. Не верится, что они «в доле»…
Уезжать из Олимпийского парка удобно. Скоростной поезд останавливается на станции возле самого автодрома. Время отправления ближайшего поезда вам подскажет даже охранник, вежливый и дружелюбный. Только не очень понятно как из аэропорта в Олимпийский Парк поезд идет, а обратно по утверждению кассиров-нет? Но рядом оказались проверенные друзья – водители сочинских маршруток. Маршрутка от автодрома идет через железнодорожный вокзал. Там остается пересесть на автобус и спокойно доехать до воздушной гавани. Главное-не верить таксистам с их страшилками, что автобус один в час, на пути пробки, перекрытия, оползень и Годзилла.
Я не знаю как таксисты в Сочи отличают туриста от местного, но находят свою жертву они безошибочно, в любом месте. В поисках той самой нечестной «Ла Террасы» мы зашли на глухую и плохо освещенную улицу и на ней нас настиг услужливый таксист.
Когда мы уезжали, аэропорт уже ремонтировался. То ли спортсмены-олимпийцы вылетали с неимоверным напором, то ли туристы за лето его потрепали, но часть помещений была занавешена. И этот новый старый аэропорт еще раз напомнил нам, что мы живем в России. Задержка рейса на пол-часа, инфантильная сотрудница аэропорта у стойки, смотрящая на пассажиров как на мусор, и полный игнор со стороны представителей авиакомпании S7, самолетом которой мы возвращались.
Коллеги, слушая наши рассказы, только пожимали плечами: «Низкий сезон», как бы ища оправдания. Может быть, это и действительно так. Однако очень бы хотелось, чтобы в отношении к обычным людям «низкий сезон» не наступал. Может быть тогда в Сочи будут отдыхать охотней, чем в Турции.
Искренне Ваш, Илья Рыжанушкин.