Поездка в Тулу у нас изначально не планировалась, но если случается кипишь, то кто последний, тот платит за бензин. Дополнительным стимулом была основная цель поездки — посещение музея оружия. Наверное поэтому на борту Citroen C-Elysse оказались одни мужики.
Мы выехали поутру, назначив точку сбора на Земляном Валу. Оттуда Citroen неожиданно проворно выскочил на Варшавское шоссе, миновал МКАД и устремился по прямому, как чукотское копьё, Симферопольскому шоссе в сторону города самоваров, пряников и стрелкового оружия.
Утром шоссе оказалось на удивление свободным. Спустя час полёта стрелой нам повстречался только один автомобиль — фургон питомника маламутов. Миновав его, мы снова набрали крейсерскую скорость и развлекали себя рассматриванием пейзажа за окнами. Надо заметить, что Симферопольское шоссе само по себе полупустое. Поэтому даже к полудню серьёзного трафика на нём мы не встретили. Надо заметить, что нам просто повезло. На обратном пути мы на встречной полосе углядели пробку километра в три несчастных автомобилистов, стремящихся попасть в Тулу. Виной таким дорожным сборищам два участка с ремонтом дороги, где движение пускается по одной встречной полосе.
До самой Тулы мы всё же совершили одну дозаправку. Но не в расходе топлива было дело, а в желании попить кофе. Долго ехать просто по прямой скучно и остановка в пути нужна была в основном против монотонности в пути. На всём протяжении шоссе установлен нормальный скоростной лимит, поэтому можно ехать бодро, не боясь получить «письмо счастья».
Дороги самого города в отличие от шоссе, к высоким скоростям не располагали, как и культура местных водителей. Улицы Тулы полны разношёрстными водителями. Одни вежливы и учтивы, другие исключительно невежливы, но пока ещё большинство ездит по принципу «наглость — второе счастье». Удивило, что на улицах города, прямо на стенах домов начала двадцатого века, вандалы краской наносят рекламные объявление торговцев… наркотками.
Для нас открытием стал тот факт, что в Туле есть городской зоопарк. Перед его воротами установлена статуя небольшого тиранозавра, которую туляки тут же окрестили «Памятник Тёще». А через несколько минут езды мы уже парковались перед здание музея, напоминающего богатырский шлем. Подъездные дороги к музею на момент поездки только благоустраивались, но свободное парковочное место нашлось без труда.
В музее представлено оружие разных эпох, от самых первых стволов тульского производства, а первый оружейный завод в Туле появился в 1705 году! На верхних этажах расположены экспонаты как раз этого периода, а на нижнем — уже современные образцы. Поэтому было принято решение подниматься наверх и спускаться вниз, этаж за этажом, чтобы представить себе эволюцию оружия…
Эта экскурсия напомнила ещё раз, что всё новое — это хорошо забытое старое. Вот например новинка спецподразделений, тактический меч, давно, с 1756 года, существовал в русской армии, только его называли просто: тесак. И пистолет как вспомогательное оружие появился не в наши дни, а в далёком 1848 году. И тут же имеется доказательство. В Русской армии пистолеты носили даже солдаты.
Армейское оружие, охотничье оружие, экспериментальные образцы и даже арбалеты представлены в музее. Отдельное место занимают переносные радиолокационные станции. Мы узнали ПСНР-5 и СБР-3. Некоторые из нас пользовались такими на службе.
В этот музей стоит ехать хотя бы для того, чтобы показать своим детям насколько активно работала и работает отечественная оружейная мысль. И чтоб было что ответить тем диванным воякам, которые будут рассказывать про то, что русские всегда только заимствовали чужие технологии.
Мы возвращались в Москву через вялый столичный трафик, усталые и наполненные впечатлениями. Никто об этой поездке не пожалел.
Искренне Ваш, Илья Рыжанушкин.
ФОТО Михаила Глебова и Бориса Широкова.