Skip to content

Обыкновенный гений

Гении общественно – социальные правила не воспринимают, и постоянно ищут чего-то нового. Потому они и гении. Многие учёные и изобретатели в школе учились не очень и выше троек редко поднимались. Прилежные ученики привыкали и привыкают расти и жить по шаблонам, которые для гениев неприемлемы.

1

Примером этому может служить Луи Рено, обычный гений, жизнь которого была гениальной и трагической одновременно. Он прошел тяжелый путь, начиная от сорванца, от которого ничего не ожидали, стал «спасителем нации», а потом был забыт и убит своей же страной, которая его до этого боготворила.

Родился Рено в Париже в 1877 году. Это было благостные времена для Франции. Семья была довольно типичной и буржуазной, в ней царил покой, порядок и достаток. Отец Луи Альфред Рено, был успешным галантерейным мастером и коммерсантом – он владел торговым центром и фабрикой. Мать мальчика, Луиза, происходила из знатного французского рода. Луи рос избалованным мальчишкой и сорванцом, был окружен гиперопекой родителей, множества слуг и своих старших братьев и сестер. Поэтому неудовлетворительные оценки его совершенно не беспокоили, и являлись нормой. Он был в семье любимцем, и ему этого было достаточно. Тогда он даже и не подозревал, что ему предстоит пройти путь от заурядного «мажора» до крупнейшего автомобильного промышленника, которому будет рукоплескать вся нация.

a1

Единственное, что увлекало Луи Рено – это техника. Увидев это, отец сделал то, что сделал бы любой любящий родитель – поддержал интерес сына и выделили ему специальный сарай, обеспечил инструментами. Там Луи проводил дни напролет, изучая двигатель.
Будущий гений воспринимал всерьез только технику и электричество, На дворе был как-раз конец 19-го века, период, который в большинстве грамотных учебников по истории отмечен как эпоха невероятных открытий.

Луи не хотел быть обычным пассажиром-наблюдателем в этой жизни. Имея очень чуткую интуицию, он пытался вникнуть в принцип работы механизмов, пробовал самостоятельно творить. В одиннадцатилетнем возрасте, он, руководствуясь ленью, создал довольно необычное изобретения – выключатель освещения с гальванической батареей. Теперь, чтобы включить освещение в комнате, нужно было просто потянуть за веревочку, пластины опускались в кислоту и вырабатывали электричество. А еще, довольно скоро, он сбежал из дома и уговорил знакомого кочегара, чтобы тот взял его в локомотив, где мальчишка прокатился до самого Руана и изучал работу паровой машины.

2

Когда Рено уже оканчивал школу, настало время задуматься о будущем. Отец догадался, что младший сын не будет продолжать его дело, и купил для экспериментов Луи старый мотор созданный фирмой Panhard, а также познакомил с известным конструктором паромобилей Леоном Серполле. От Луи требовалось получить техническое образование.

Луи Альфредович круглосуточно занимался в мастерской Серполле или же работал в выделенном когда-то сарае, где пытался усовершенствовать двигатели, понимая, что полностью и бесповоротно прикипел к автомобилям, и больше ни в чем другом не видел смысл своей жизни. Но Луи, наверное, к своему сожалений, провалил вступительные экзамены в техническую школу. После этого он был вынужден отправиться в армию.

После армии дембель Рено вновь закрывается в своем сарае и далее продолжает изучение моторов. Причем от непосредственно моторов он переходит на изучение всего автомобиля. Скопив немного денег, в 1898 году он покупает «самодвижущийся экипаж» от фирмы De Dion-Bouton. После этого он начинает его совершенствовать и реконструировать. Главным новшеством, которое стало переломным в автомобильной истории, стала коробка передач с кулачковым зацеплением. Ее и в наше время используют на гоночных автомобилях.

aaa

Рено отказался от цепного привода и шестеренок, которые тогда всюду устанавливали, а вместо них поставил карданный вал, а также трехступенчатую коробку передач с прямой третьей передачей и задним ходом. Это позволило передавать на колеса мощность двигателя без потерь. Через год, это свое изобретение Рено запатентовал.

На дворе, напомним, был 1898 год и друзья Луи подшучивали над его автомобилем, который сам Рено назвал Voiturette (в переводе с французского – «повозка»). Друзья считали, что Луи нечего гордиться собой, ведь его изобретение ничем не отличается от остальных автомобилей. Ну и, как того следовало ожидать, однажды они дошутились. В разгаре одного из споров, молодые люди заключили пари: если Рено преодолеет на этом автомобиле одну из крутых улочек города, размещенную на холме Парижа в одноименном районе Монмартр, то он выиграет круглую сумму денег. На самом деле на то время это пари было очень серьёзным, ведь конструкция первых автомобилей была несовершенной, и тогда езда в гору становилась практически невозможной, ведь превращалась в истинную пытку. А Монмартр — это сейчас модный парижский район. А в те времена он походил на пригородную деревню, выстроенную на холмах, чем, собственно и являлся.

Луи Рено блестяще справился с заданием. В гору он въезжал обычным изобретателем, коих тогда было множество, а с горы спустился уже невероятно популярный автопроизводитель. «Подъём на холм» принёс не только круглую сумму выигрыша, но и целых 12 заказов на такой же автомобиль. А самый впечатляющий – от одного из присутствующих на пари, продать ему Voiturette немедленно. Рено с радостью это сделал. В честь такого памятного события на этой улице в Париже до сих пор (!) проводят автомобильные соревнования.

bro

С этого холма на Монмартре началась эпоха Рено-автопроизводителя. Понимая, что к такому дело нужно подходить с максимальной серьезностью Рено обращается за помощью к своим старшим братьям – Фернанду и Марселю, предлагая им организовать совместное предприятие. Накануне нового века, в 1899 году втроем они регистрируют новую автомобильную компанию Renault Freres. В ней коммерческую и административную части берут под свою опеку братья, ведь у них уже был опыт такой работы на отцовской фирме. Луи же всецело посвящает себя работе с автомобилем. Но, уже через десять лет Рено пришлось взяться за правление компанией самолично, из-за трагической гибели братьев. Надо отдать им должное, за десять лет братья Рено подошли к бизнесу с душой и полной самоотдачей. Например Марсель погиб во время автопробега, которые предшествовали современным ралли.

Уже в первые годы нового века предприятие братьев-Рено получало ежегодные заказы на изготовление сотен автомобилей, и это при том, что некоторые стоили неимоверно дорого – 3000 франков, а это 10 лет работы со средней зарплатой по стране. Фирма Renault предлагало несколько моделей, в том числе и модели представительского класса с созданным и запатентованным Луи закрытым кузовом. Среди покупателей и пролетарский поэт Владимир Маяковский.

8

Рено становился все более известным. Его слава очень быстро вышла за пределы Франции. Он получает авторские права на систему питания с турбонагнетателем, после этого конструирует быстросъемные свечи, чтобы заменить которые не нужно разбирать весь двигатель, как это было раньше. Потом Рено испытывает пневматический стартер, в машинах устанавливаются наклонная рулевая колонка. гидравлические амортизаторы, раскладные сиденья, багажник. Остаётся только удивляться, как Рено провалил вступительные экзамены в техническую школу.

Всего модельный ряд Рено составлял 10 базовых платформ, с различными модификациями кузова, комплектациями двигателей, шасси и другими опциями. А первым «народным» автомобилем стала модель АХ с 2-цилиндровым двигателем. Как и Форд, Рено привлекал к созданию автомобилей только лучших конструкторов своей страны и своего времени. Среди его сотрудников был даже Андре Мишлен.

9

В 1913 году заводы Рено дали ни много ни мало – 5200 рабочих мест, и на них производилось почти 1000 автомобилей ежемесячно. До первой мировой войны оставался год…

Рено начинает активно разрабатывать двигатели для чего только можно. Таким образом, появляется автобус, а также вместительное такси с кузовом ландоле, в свое время прославившееся во время Первой мировой войны. Имея всего несколько сотен таких такси, парижские таксисты в кратчайшие сроки перебросили на линию фронта четыре тысячи французских солдат, что помогло одержать над немцами первую победу, благодаря чему была предотвращена оккупация столицы. Один из этих автомобилей до сих пор стоит в Музее военной истории.

4

Настоящая слава и признание пришли к Луи Рено после аэро-содействия в победе в Первой мировой. Он выпустил 15 тысяч авиационных двигателей, которые помогали французской авиации, и авиации союзников, удерживать превосходство над немцами в небе. Кроме того, медицинские автомобили Рено спасли сотни жизней раненых солдат. Мало того, в период войны Рено начал изготавливать практически все – начиная от снаряжения, и заканчивая носилками. Луи занял позиции всюду, где только нужно было что-либо создавать.

Самую большую рекламу сделал своему создателю легкий танк FT17, который остававшийся на вооружении французской армии до Второй мировой войны. Он имел превосходные ходовые качества и маневренность, что позволили войскам союзников сломить линию обороны немцев и выиграть последнюю, решающую битву, которая и стала завершающей в Первой мировой войне 1918 года. Когда закончилась война, Рено стал производителем номер один во Франции, и о нем знали по всему миру. Благодарные соотечественники называют Луи не иначе как «спаситель нации».

tank

Это было особое время, заполненное эйфорией от победы и ожиданием новых изменений в мире. В это же время Рено выпускает диковинные автомобили, такие как представительская модель класса люкс; первый «леворульный» автомобиль Reinastella, оснащенный 8-цилиндровым двигателем, объем которого был более 7 л; элегантная модель Vivastella, у которой задние колеса были спрятаны под колпаками; роскошные автомобили с закрытым кузовом пяти- или семиместные Nervastella.

Эти люксовые автомобили были ответом на буйство и помешательство высшего сословия, которое ожидал неминуемый «кровавый конец», и поэтому, тратило деньги, куда только могло. Рено интуитивно почувствовал их желание насладиться своим богатством в последний раз.

666

Луи словно догадывался, что мир ожидают очередные коренные изменения. Уже перед началом Второй мировой войны он был в Берлинском автосалоне, в котором повстречался с Гитлером и Фердинандом Порше. Пообщавшись с фюрером Рено понял, Европе не избежать очередной войны. Сразу же вернувшись в Париж, автопроизводитель начал создавать дешевые автомобили, объявив, что Францию ждет непростые времена. Таким образом, появился малогабаритный двухдверный Juvaquatres, оснащенный литровым четырехцилиндровым двигателем.

7

Уже вначале войны немецкие войска очень быстро оккупировали Францию. Главный поставщик французской армии в прошлой войне в этот раз ничем не смог помочь Родине. Некоторые говорят, что он предал страну, обменяв ее на свои заводы, согласился на сотрудничество с оккупантами. Но Рено, на самом деле, отказался от предложения нацистов производить военную технику для нужд немцев, из-за что его собственность попросту реквизировали, в то время ка Рено оставили лишь в качестве зицпредседателя. Ключевые позиции на предприятиях Франции заняли люди из Daimler-Benz. Кроме того, сильно ухудшилось состояние здоровья уже не молодого Рено. Особенно на него повлиял 1942 год, когда авиация союзников разбомбила более 80% всех производственных мощностей его компании. После этого у Луи проявилась афазия – из-за необратимых поражений мозга появились нарушения речи.

3

Когда в 1944 году Францию от оккупантов освободили подсуетившиеся американцы, больного старика уже никто не искал, поэтому Рено мог поехать куда угодно. Но он решил прийти к властям с предложениями на будущее. У Рено, сумевшего сохранить заводские мощности и людей, был план и возможность быстро поднять экономику разрушенной войной страны. Разговора не получилось. Общество, опьяненное победой союзников и внушительными успехами Красной Армии, требовало крови и новых жертв. Поэтому Луи обвинили «в сотрудничестве с нацистской Германией» и бросили в тюрьму. Как умер «спасителя нации» – доподлинно неизвестно, но понятно одно – его смерть была выгодна очень многим. Уже на мертвого Рено свалили свои ошибки множество людей. Многомиллионное имущество его компании без проблем национализировали. Пробыв в тюрьме всего два месяца Луи умер. Во время вскрытия были выявлены отбитые почки и проломленный череп, но расследование проведено не было. И то, кто и почему так жестоко избил уже старого и немощного человека – осталось скрыто от глаз общества.

Только один человек видел несчастного Луи перед его смертью. Это была тюремная медсестра, которая незадолго до его смерти, была рядом с мучившимся в агонии стариком. Как она говорит, старик просил передать просьбу властям. Он готов был отдать все богатство, которое только у него есть, лишь бы они оставили ему один единственный цех, в котором они смог бы заниматься любимым делом. Ему не нужно было ни богатство, ни слава – только любимая работа, которая и давала ему силы жить.

Кристина, жена Луи, навещала его ежедневно, и обещала как можно быстрее его оттуда забрать, но, не успела. Даже адвоката Рено не пускали к своему клиенту, и он наблюдал за Луи только из окошечка. Как говорил тюремщик – «они приходят ночью, и спорить – бесполезно». Кто такие «они», и чего они хотели – так и осталось тайной. Скорее всего, к Луи Рено мучителей и истязателей направляло «Сюртэ», которые наверняка раскатывал на автомобилях, конструкции Луи. Даже в своей смерти Рено проявил характер – он 19 дней практически без почек и с проломленным черепом боролся за свою жизнь. Но, не смог удержаться.

Франция отвернулась от своего когда-то героя. Но уже через год после конца войны страна с удовольствием наслаждалась поездками в «народном» Juvaquatres. В 1967 году сын Рено, Жан-Луи получил незначительную компенсацию за лишение его отца всех заводов, но официально Луи до сих пор не реабилитирован.

Искренне Ваш, Илья Рыжанушкин.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники